Своя ноша не тянет. Белорусские грузовики-тяжеловесы даже в условиях санкций третьи в мире по продажам

Белоруссия, Жодино. Депутат Госдумы Николай Валуев с сыном Григорием во время посещения завода «БелАЗ»

50 лет назад, 29 мая 1975 года, на Белорусском автозаводе в городе Жодино представили опытный образец самого крупного на тот момент в СССР самосвала грузоподъемностью 110 тонн.

Хотя создавалось предприятие в 1946 году для выпуска торфяного оборудования. Потом там делали дорожную технику и поливалки, затем стали собирать МАЗы. И только осенью 1961-го на свет появился первый большегрузный БелАЗ собственной разработки.

Мощные белорусские гиганты, способные пройти с тяжеленной ношей по любому бездорожью и в любом климате, регулярно получали международные награды. В 1970-х завод держал в своих руках половину мирового рынка тяжелых карьерных самосвалов.

«БелАЗ» 

В 1990-е работа практически встала. На предприятие уже раскатывали губу немцы и американцы. Разумеется, оно им было нужно, чтобы убить конкурента. Разве что сборочные цеха для своих машин оставили бы. Но Батька сказал: ша! Заводы, конструкторов, трудовые коллективы будет поддерживать государство, выкрутимся.

На экскурсии по предприятию поражают не только гиганты-грузовики, а еще чистые аккуратные цеха и территория, уровень автоматизации, организация работы. Гид рассказывала о соцпакете, и я, если честно, обзавидовалась. Например, мамы трудятся четыре дня в неделю, а один - оплачиваемый - могут посвятить семье. Еду для рабочих готовят свои повара и кондитеры, есть даже мастер суши. И все это чуть не вдвое дешевле, чем в городских кафе. Ну и еще куча приятных бонусов, ради которых на БелАЗ ездят работать даже из столицы (Жодино в 60 км от Минска).

До санкций завод поставлял большегрузные карьерные самосвалы в 83 страны, а по числу выпущенных единиц техники обходил знаменитый американский Caterpillar. Сейчас, конечно, круг покупателей сузился, но в Азию, Африку, Южную Америку БелАЗы по-прежнему едут. Заказы расписаны на пару лет вперед, и треть рынка за белорусами. А вот среднюю стоимость одного самосвала нам не сказали. Гид уверяла: это настолько секретная информация, что порой цену контракта не знает даже генеральный директор.

Грузовик «БелАЗ» едет по территории угольного разреза Кедровский 

Женское дело

Серийного производства сейчас нет. Параметры подстраивают под заказчика. Например, в ЮАР многие водители карьерных самосвалов, как ни странно, женщины. Для них попросили дополнительную ступеньку на лесенке, ведущей в кабину, чтобы не пришлось слишком задирать ногу. И обычное зеркальце, помимо автомобильных, - дамы все-таки.

А в середине мая на угледобывающие предприятия Хакасии, Забайкалья и Хабаровского края приехали большегрузы, покрашенные в цвета российского флага. Хотя принятый во всем мире цвет для карьерных самосвалов - желтый, чтобы были хорошо видны.

«БелАЗ» 

Из России с любовью

Предприятия в полностью разоренной оккупантами Белоруссии строили, чтобы республика быстрее могла восстановиться. Уже в 1944-м на месте фашистских автомастерских в Минске развернули ремонт и сборку студебекеров, поставлявшихся по ленд-лизу. После Победы начали строить полноценный завод. А в 1947-м туда передали из Ярославля всю документацию по разработке большегрузных самосвалов, и ЯАЗ стал МАЗом.

Никто же не думал, что Советский Союз удастся развалить и то, что работало на всю страну, станет приносить доход одной республике. Впрочем, белорусы-то молодцы. К тому же МАЗ и БелАЗ все равно работают в тесном сотрудничестве с Россией: мы, например, поставляем им моторы. Из Ярославля, кстати.

«БелАЗ» 

Вес взят

Легенда Белорусского автозавода - БелАЗ-7571 грузоподъемностью 450 тонн. Самый большой и выносливый самосвал в мире. Говорят, задумались о создании богатыря в кризисном 2008-м, когда продажи сильно просели. Решили: может, одна, но большая машина будет выгоднее, чем две или три поменьше.

Первый гигант сошел с конвейера в 2013-м. Три из них работали в России, один стоит на выставочной площадке завода в Жодине. Сейчас их не собирают. Проблема в том, что двигатели были немецкие и заменить их нечем. На машинах грузоподъемностью от 30 до 240 т ставят российские движки. А настолько мощные моторы, какой нужен для этой махины, мы, представьте себе, производить не умеем. Возможно, потому, что у нас в 1990-е производство разваливали, а не поддерживали.

Жодино. Белоруссия. Смая большая машина из «белазовского» семейства. 450-тонник самосвал «БелАЗ» 75711 стоит перед цехом завода 

За один раз заливается

На заводе также выпускают

Ближайшие конкуренты

Кстати