50 лет назад, 29 мая 1975 года, на Белорусском автозаводе в городе Жодино представили опытный образец самого крупного на тот момент в СССР самосвала грузоподъемностью 110 тонн.
Хотя создавалось предприятие в 1946 году для выпуска торфяного оборудования. Потом там делали дорожную технику и поливалки, затем стали собирать МАЗы. И только осенью 1961-го на свет появился первый большегрузный БелАЗ собственной разработки.
Мощные белорусские гиганты, способные пройти с тяжеленной ношей по любому бездорожью и в любом климате, регулярно получали международные награды. В 1970-х завод держал в своих руках половину мирового рынка тяжелых карьерных самосвалов.
В 1990-е работа практически встала. На предприятие уже раскатывали губу немцы и американцы. Разумеется, оно им было нужно, чтобы убить конкурента. Разве что сборочные цеха для своих машин оставили бы. Но Батька сказал: ша! Заводы, конструкторов, трудовые коллективы будет поддерживать государство, выкрутимся.
На экскурсии по предприятию поражают не только гиганты-грузовики, а еще чистые аккуратные цеха и территория, уровень автоматизации, организация работы. Гид рассказывала о соцпакете, и я, если честно, обзавидовалась. Например, мамы трудятся четыре дня в неделю, а один - оплачиваемый - могут посвятить семье. Еду для рабочих готовят свои повара и кондитеры, есть даже мастер суши. И все это чуть не вдвое дешевле, чем в городских кафе. Ну и еще куча приятных бонусов, ради которых на БелАЗ ездят работать даже из столицы (Жодино в 60 км от Минска).
До санкций завод поставлял большегрузные карьерные самосвалы в 83 страны, а по числу выпущенных единиц техники обходил знаменитый американский Caterpillar. Сейчас, конечно, круг покупателей сузился, но в Азию, Африку, Южную Америку БелАЗы по-прежнему едут. Заказы расписаны на пару лет вперед, и треть рынка за белорусами. А вот среднюю стоимость одного самосвала нам не сказали. Гид уверяла: это настолько секретная информация, что порой цену контракта не знает даже генеральный директор.
Женское дело
Серийного производства сейчас нет. Параметры подстраивают под заказчика. Например, в ЮАР многие водители карьерных самосвалов, как ни странно, женщины. Для них попросили дополнительную ступеньку на лесенке, ведущей в кабину, чтобы не пришлось слишком задирать ногу. И обычное зеркальце, помимо автомобильных, - дамы все-таки.
А в середине мая на угледобывающие предприятия Хакасии, Забайкалья и Хабаровского края приехали большегрузы, покрашенные в цвета российского флага. Хотя принятый во всем мире цвет для карьерных самосвалов - желтый, чтобы были хорошо видны.
Из России с любовью
Предприятия в полностью разоренной оккупантами Белоруссии строили, чтобы республика быстрее могла восстановиться. Уже в 1944-м на месте фашистских автомастерских в Минске развернули ремонт и сборку студебекеров, поставлявшихся по ленд-лизу. После Победы начали строить полноценный завод. А в 1947-м туда передали из Ярославля всю документацию по разработке большегрузных самосвалов, и ЯАЗ стал МАЗом.
Никто же не думал, что Советский Союз удастся развалить и то, что работало на всю страну, станет приносить доход одной республике. Впрочем, белорусы-то молодцы. К тому же МАЗ и БелАЗ все равно работают в тесном сотрудничестве с Россией: мы, например, поставляем им моторы. Из Ярославля, кстати.
Вес взят
Легенда Белорусского автозавода - БелАЗ-7571 грузоподъемностью 450 тонн. Самый большой и выносливый самосвал в мире. Говорят, задумались о создании богатыря в кризисном 2008-м, когда продажи сильно просели. Решили: может, одна, но большая машина будет выгоднее, чем две или три поменьше.
Первый гигант сошел с конвейера в 2013-м. Три из них работали в России, один стоит на выставочной площадке завода в Жодине. Сейчас их не собирают. Проблема в том, что двигатели были немецкие и заменить их нечем. На машинах грузоподъемностью от 30 до 240 т ставят российские движки. А настолько мощные моторы, какой нужен для этой махины, мы, представьте себе, производить не умеем. Возможно, потому, что у нас в 1990-е производство разваливали, а не поддерживали.
- Грузоподъемность 450 т.
- Рекорд Гиннесса: перевез 503,5 т. груза.
- Масса без груза 360 т.
- Максимальная скорость 64 км/ч.
- Длина 20,6 м.
- Ширина 10,4 м.
- Высота 8,27 м.
- Высота колеса 4 м.
- Вес колеса 5,5 т.
- Два двигателя по 2,3 тыс. «лошадок» каждый.
- Два топливных бака по 2,8 тыс. л. Хватает на 16 - 20 часов работы.
- Работает при температуре от -50 до +50.
- Расход горючего 1,3 тыс. л на 100 км.
- 250 - 300 тыс. руб. стоит заправить один раз.
- Расходует на 15 % меньше топлива, чем 360-тонный собрат.
За один раз заливается
- 538 л моторного масла.
- 890 л охлаждающей жидкости.
- 1800 л гидравлической жидкости.
На заводе также выпускают
- Фронтальные колесные погрузчики и бульдозеры.
- Аэродромные тягачи.
- Машины для подземных работ.
- Машины для металлургических предприятий.
Ближайшие конкуренты
- XDE 440, Китай - 400 т.
- Komatsu 980E-4, Япония - 369 т.
- Caterpillar 797F, США - 363 т.
Кстати
- Чтобы перевезти один самосвал к месту работы, требуется целый товарный поезд или 15 длинномерных фур с платформами. Нынешние БелАЗы - это конструктор. Едут по частям, на месте их собирают.
Источник фото: Павел Мартинчик, Михаил Фролов, Константин Наговицын / «КП»