Как управлять образовательным проектом, где дети сами решают, чему и как учиться. Интервью с Ксенией Докучаевой из Sunrise Montessori School

Как управлять образовательным проектом, где дети сами решают, чему и как учиться. Интервью с Ксенией Докучаевой из Sunrise Montessori School
Ксения Докучаева
Монтессори — педагогическая система, сильно отличающаяся от привычных дошкольных и школьных методик. Учебный процесс в ней основан на интересах и потребностях ребенка и мотивирует его самостоятельно получать знания. Ксения Докучаева основала Sunrise Montessori School в 2014 году. Сейчас это билингвальный детский сад и центр развития для детей разного возраста, организованный по этой прогрессивной методике.

Ксения, расскажите о вашем центре — в чем его ключевые отличия от традиционных образовательных учреждений?

Я думаю, главное отличие в том, что у нас все процессы выстроены вокруг личности ребенка, а не вокруг какой-то программы, придуманной взрослыми. Мы в первую очередь создаем среду, в которой дети развиваются, где они могут познавать, любопытствовать, быть активными, самостоятельными.

Мы не даем детям готовых решений, а, наоборот, учим их думать, делать выбор, самостоятельно решать вопросы. Учим их заботиться друг о друге, жить в мире и в согласии. Внимание таким навыкам коммуникации уделяем с самых ранних лет. Это очень чувствительный возраст как раз для впитывания социальных моделей. Задача взрослого — продемонстрировать ребенку эти правильные модели.

В международной системе Монтессори я вижу много ответов на вызовы современного образования и решение существующих в нем проблем. В целом Монтессори — это средовая педагогика для большого количества детей, классы всегда разновозрастные. Например, в одной группе может находиться 20-25 детей в возрасте от трех до шести лет, и наполняется она постепенно. При этом более взрослые дети со временем становятся нашими ассистентами: учителями для младших детей и помощниками для учителей. Горизонтальные связи в процессе обучения очень хорошо работают. Старшие дети, например, могут учить младших детей читать, а взрослый просто находится рядом, наблюдая и поддерживая.

Важная особенность такой педагогики — самостоятельность. Есть огромное количество материалов, которыми дети самостоятельно пользуются. Конечно, после демонстрации педагогом. Для нас важно давать то, что им интересно.

Программы у нас есть для детей разных возрастов, в том числе и прямо с рождения. Где-то с трех месяцев к нам уже приводят детей на занятия два раза в неделю. В группах для детей от полутора до трех лет уже можно оставаться как на полдня, так и на целый день со сном. Потом есть группа 3-6 лет, и дальше есть группы 6-9 и 9-12 лет — образовательный центр, где в детях развивают лидерство, навыки практической жизни и коммуникации, проектную деятельность, предпринимательские навыки. Дети ходят в походы, на экскурсии, вообще учатся жить в обществе.

Что для вас самое главное в подходе Монтессори, и почему вы выбрали именно его?

Для меня Монтессори — это не просто методика и система обучения, это философия и образ мышления, способ находиться рядом с ребенком и относиться к нему особым образом. Мы доверяем детям и очень внимательно наблюдаем за тем, что с ними происходит. Важно знать их особенности, возрастные потребности и постоянно создавать подходящую среду. Мы отталкиваемся от личности и интересов ребенка, а также понимания возрастных особенностей.

Основной инструмент Монтессори-педагоги — это наблюдение. Только наблюдая за ребенком его можно по-настоящему поддержать. Можно дать ему возможность своевременно проявить себя, можно поддержать, когда это необходимо, и, наоборот, дать больше свободы и самостоятельности, когда ребенку не нужна помощь. Процесс наблюдения происходит постоянно. Иногда Монтессори-педагогов называют пассивными педагогами. Потому что со стороны может показаться, что педагог большую часть времени проводит просто в каком-то созерцании и наблюдении. На самом деле, это очень важный процесс для дальнейших действий, осмысленных и соответствующих потребностям ребенка.

Еще один важный аспект — это философия peace education, то есть философия мира. Понимание, что мир в глобальном смысле будет возможен, только если дети научатся решать конфликты ненасильственным образом. Дети учатся слушать, понимать эмоции других людей, строить диалог, спокойно решать конфликты.

Сейчас ваши выпускники готовятся перейти в другие системы образования, а кто-то из них наверняка уедет в другие страны. На что вы обращаете наибольшее внимание в подготовке детей к большому миру за пределами Sunrise Montessori School?

Мы не стремимся подготовить детей к какой-то конкретной системе, а в целом готовим к жизни. Важно, чтобы ребенок получил навыки, которые очень важны в современном мире: адаптивность, критическое мышление, коммуникабельность, креативность. Конечно, мы понимаем, что дети потом пойдут учиться в другие места, где может быть по-другому. Но все что я перечислила в любом случае им очень пригодится.

Самое главное, мы даем комфортную психологическую базу, которая помогает ребенку чувствовать себя уверенным и понимать, что ему интересно. Конечно, родителям важно понять, какие требования дальше будут в школе, возможно, понадобится дополнительная подготовка: языковая или академическая. Но обычно выпускники детского сада у нас по академическим знаниям и так довольно сильно опережают среднестатистического ребенка, который закончил обычный детсад.

У детей, которые в шесть-семь лет переходят в школу, уже достаточно серьезные знания об окружающем мире, хорошие математические навыки, они отлично владеют языком. Но какой-то специальной подготовки именно к школьной ступени мы не делаем.

Мы сверяемся с планами родителей по переходу в другие образовательные учреждения, чтобы понять, в чем ребенку может понадобиться поддержка, что мы можем дать у себя, а где важно участие семьи или дополнительных специалистов.

Расскажите подробнее о воспитателях. Какие качества вы ищете в своих сотрудниках, и как вам удается поддерживать правильную атмосферу внутри коллектива?

Кроме базового педагогического или психологического образования нам нужно, чтобы у человека было Монтессори-образование. Это специфические знания для работы именно в Монтессори-классе. Людей с таким образованием не очень много, это узкий рынок, но в 1990-е годы он начал развиваться, появилось много российских курсов.

Нашим воспитателям нужно иметь хорошие психологические знания, уметь работать с разными детьми. Также для нас важно, чтобы человек был эмоционально зрелым. При работе с младшим возрастом часто приходится принимать эмоции на себя, быть своего рода контейнером. Взрослому нужно уметь с этими эмоциями справляться и самому их выносить за пределы школы.

Также важны эмпатия, способность к рефлексии, открытость к новым знаниям, потому что в педагогике постоянно обновляются подходы, и нужно понимать, что появилось, какие новые исследования, важно быть открытым. Педагог должен быть чутким, уметь наблюдать за ребенком и понимать его потребности.

А дальше мы помогаем им развиваться и тоже делаем это индивидуально. Мы понимаем, какие стороны у человека сильные, а какие навыки проседают, и мы создаем индивидуальный план развития, чтобы специалиста подтянуть или дать ему новые знания в сфере его интересов. Если у нас есть дети с особенностями, то мы тоже помогаем пройти дополнительное обучение на тему работы с ними. Мы делаем это все, чтобы педагоги чувствовали, что они не одни, что все сложности можно решить.

Учитывая большое число учеников и в целом не самый простой бизнес, какие управленческие решения стали ключевыми для стабильной работы такого комплексного образовательного проекта?

Sunrise Montessori School мы создавали вместе с моей коллегой Зариной. Изначально я отвечала за команду и всю продуктовую часть: педагогика, подход, методика, отношения с семьями и так далее.

И в управлении командой, и в работе с родителями мы руководствуемся одними и теми же принципами Монтессори-педагогики. Мы даем людям доверие и необходимую поддержку, и в целом столько свободы, сколько они могут взять. Все принципы, которые используются в работе с детьми, мы также применяем и ко взрослым людям.

Одним из важнейших решений было взять в штат психолога, который работает и с детьми, и с родителями, и с педагогами. С его появлением у наших педагогов сильно снизился уровень профессионального выгорания и усталости. Психолог подсказывает, как поступить с конкретным ребенком, как найти к нему подход, как преодолеть сложности в классе, какую стратегию выбрать. Мнение человека с психологическим опытом очень ценно для нашей команды.

Что для вас сегодня главный показатель успешной работы? Это про рост бизнеса, хорошие отзывы родителей или что-то другое?

Важны твердые показатели: количество детей и количество групп. А еще — процент перехода с одной возрастной ступени на другую. Этот показатель у нас очень высокий, он с каждым годом либо стабилен, либо растет. Например, из класса 1,5-3 лет у нас 80% семей переходит дальше, из класса 3-6 уже чуть поменьше — 50-70%.

Еще один показатель — это когда к тебе приводят второго или третьего ребенка. По рекомендациям к нам приходят примерно 50% семей. Также важно, как долго у нас работают педагоги. Есть люди, которые с нами уже 10 лет. За это время они зачастую меняют свои позиции: мы даем им возможность перейти, например, из воспитателя — в куратора направления или в управленческую команду.

Есть более эмоциональный показатель: радость детей. Я не помню случая, когда ребенок не любил бы ходить в детский сад. Понятно, что бывает сложная адаптация, но в целом у нас дети с радостью идут в садик и чувствуют себя там хорошо. Это, конечно, самое главное.

И в завершение, расскажите о глобальных тенденциях, которые, на ваш взгляд, будут определять будущее детского образования в ближайшие годы?

Я вижу, как происходит переосмысление роли взрослого. Если раньше он был носителем знаний и источником мудрости, то теперь становится больше фасилитатором, ментором, наставником. Это меняет форматы обучения. Фронтальный урок, привычный нам по нашей школе, это уже не основная форма образовательного процесса. Все больше мы видим проектную деятельность, особенно в школах. У детей много самостоятельной деятельности, а взрослые только фасилитируют этот процесс, предоставляя необходимые ресурсы.

Второе — это развитие альтернативных форм образования. Это предложение формируют родители. Они недовольны государственной системой образования и двигают развитие малых форм, семейной школы, гибридного обучения, онлайн-обучения. Это все уже давно развивается в России, с 1990-х годов.

Если говорить про глобальные тенденции, то стоит отметить инклюзивность образования, то есть включение детей с разными особенностями в развитии в общее образовательное пространство. И вообще рост осведомленности и информированности учителей, как работать с детьми, которые учатся по-разному, у которых есть сложности в поведении или в обучении. Вообще, психологической осознанности становится все больше. Это уже база — у тебя должна быть нормальная, здоровая атмосфера внутри класса. В этом помогают и антибуллинговые программы, которые развиваются и становятся обязательными. Теперь детей учат понимать свои эмоции и помогают развивать эмоциональный интеллект.

Анна Попова