Задания по ЕГЭ «восхитительны до безобразия»
В России началась кампания против единого госэкзамена
Жители нескольких российских городов, возмущенные падением уровня среднего образования, приводят примеры заданий по ЕГЭ на баннерах и листовках. Задачки по «базовой» математике настолько просты, что их по силам решить даже третьекласснику.
Социальная реклама появилась на скамейках Петрозаводска. На ней приводится задача, точно из учебника для младших классов. «Килограмм моркови стоит 40 рублей. Олег купил два килограмма моркови. Сколько рублей сдачи он должен получить со 100 рублей?» Ниже приводятся слова: «Справились? Поздравляем! Решите семь таких задач и получите аттестат о полном среднем образовании. Это – ЕГЭ!»
Комментарии в Сети не заставили себя долго ждать: «Базовый уровень. Все верно. Там есть еще «круче» задания. Уровень детского сада», «Боже, какой позор для России этот ЕГЭ! И пробивают его для себя. Так оболванивать население! И это в России, где в наше время давалось лучшее образование в мире. Молодцы, петрозаводцы! Всем бы так! Может, наверху что-то поняли бы».
В Санкт-Петербурге, Белгороде и Екатеринбурге размещаются листовки аналогичного содержания.
«Современное состояние нашего образования очень точно выражает слово «катастрофа». Если начать перечислять его проблемы, то даже неполный их список займет несколько листов. В отношении к образованию мы все едины. Мы все хотим, чтобы оно было, и было настоящим. Выше показано, что ЕГЭ является одним из основных элементов, вызывающих неотвратимую деградацию системы образования. Это удавка, отношение к которой у подавляющего большинства населения (более 70 процентов) строго отрицательное. Мы выходим к власти с конкретными предложениями, позволяющими мягко избавиться от этой рукотворной беды. У наших оппонентов не останется выбора: либо признать антинародный и антигосударственный характер своей линии, либо поставить точку в истории ЕГЭ. Можно определенно сказать, что борьба с ЕГЭ — это борьба за возрождение России», - отмечают активисты движения «За возрождение образования».
Тихий ужас
Общественники рассказывают, что не раз направляли критические письма в адрес Министерства образования. На прошлой неделе они получили очередной исчерпывающий ответ.
«Введению ЕГЭ предшествовали девять лет эксперимента. По данным опроса ВЦИОМ, ЕГЭ зарекомендовал себя как действительно независимая объективная оценка результатов школьного образования, которая проводится по единой технологии повсеместно по всей территории страны, и доверие к которой у родителей и выпускников на протяжении последних лет существенно выросло. ЕГЭ введен на законодательной основе, и отмена его не планируется», - пишет исполняющий обязанности начальника управления оценки качества общего образования Минобразования Роман Юдин.
Такую систему проведения экзаменов, действительно, в руководстве страны поддерживают все – и Правительство, и президент, считает историк, автор «народного» единого учебника по истории России Евгений Спицын. Поэтому он не уверен, что в ближайшие годы усилиями общественности и экспертов отмена ЕГЭ возможна.
«Эти задания – тихий ужас. Надо понимать, что эти задания – для выпускников 11-х классов, то есть для людей, которые 11 лет проучились в школе. А там некоторые задания восхитительны до безобразия! А делается это все сознательно, потому что у нас уровень преподавания математики упал ниже плинтуса, а Министерству надо отчитываться перед руководством страны за свою блестящую работу, за то, что у нас все дети получают аттестаты. Неполучение аттестатов может вызвать социальный взрыв в стране, поэтому даются такие задания, чтобы выпускник мог получить хотя бы троечку. До недавнего времени у нас эффективности работы губернатора любого региона определялась в том числе и качеством сдачи ЕГЭ. У нас органы исполнительной власти заинтересованы в том, чтобы в ЕГЭ по математике были подобные задания.
«У меня большие вопросы к целому ряду заданий, которые содержатся в профильном ЕГЭ по математике. Задача про поезд для кого? Это в чистом виде профанация, даже диверсия. Но здесь хотя бы есть какие-то уравнения, элементы геометрии и так далее», - отмечает Спицын.
Проблема, по его словам, заключается в том, что сдавать профильную математику соберутся 5-10 процентов всех учеников, поэтому учителя будут ориентированы на подготовку детей к сдаче базового уровня.
«Получается, что вместо того, чтобы учить с детьми основы анализа, высшей математики, геометрии, все сводится к элементарной арифметике, которая сводится к счету, который мы изучали в начальной и средней школе. Но это не уровень 11 класса. Основная задача математики не в том, чтобы человек научился считать. Она учит человека, как говорил Ломоносов, мыслить. Она развивает в мозгу человека мыслительный процесс, способность анализировать, синтезировать, формулировать задачу, способы решения, делать выводы. Каждый следующий год обучения должен давать новую пищу для ума, чтобы на выходе из 11 класса мы получили взрослого человека, способного самостоятельно мыслить и аргументированно выражать свои мысли анализировать, а не тупого потребителя», - считает эксперт.