Психолог Татьяна Свидлова готовит спортсменов к крупным соревнованиям, помогала участникам Олимпиад и чемпионатов мира. К ней обращаются легкоатлеты, теннисисты, пятиборцы, баскетболисты, синхронистки. Отдельная история - фигуристы. С 1997 года Татьяна работала с группой Алексея Мишина, где тогда тренировались такие ледовые монстры, как Алексей Урманов, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко.
Татьяна Свидлова проработала с командой Мишина до 2006 года. Ее методики во многом связаны с фигурным катанием, но подходят и для других видов спорта.
- Татьяна Борисовна, больной вопрос: ребенок отлично все делает на тренировках, а на соревнованиях постоянно ошибается. Почему?
- Несмотря на то что на тренировках и соревнованиях спортсмен выполняет одни и те же движения, с точки зрения мозга это не так. Представьте, у вас открыты рублевый и валютный счета. Назовем рублевый тренировочным, а валютный - соревновательным. Так вот, во время подготовки к старту спортсмен пополняет тренировочный счет чистыми прокатами, удачными прыжками и так далее. Формируется нейронная цепочка, связанная с позитивными эмоциями.
На соревнованиях же мозг обращается к валютному счету. Элементы те же, но их исполнение, состояние мышц, связок другое. А все потому, что эту нейронную цепочку часто завершает стресс. Тело спортсмена не хочет в него входить. Срабатывают стопоры - отсюда жесткие мышцы, ватные ноги.
- Можно ли это исправить?
- Надо понять, откуда берется стресс. Возможно, фигурист знает, что сразу после выступления в kiss and cry тренер будет его допрашивать: почему ты сделал так, а не этак. Но в самом названии места «поцелуев и слез» заложен принцип грамотного психологического прохождения стартов. Здесь лучше выплескивать эмоции, а не устраивать разбор полетов.
Меня часто спрашивают, что сказать ребенку перед стартом, что после. Чаще всего не нужно ничего говорить. И потом не выколачивать из него отчеты.
- Как все-таки правильно настроиться на выступление?
- Прежде всего, узнать про свое выученное состояние: какой я на соревнованиях? Часто спортсмен описывает себя так: волнение, плохо управляемое тело, мысли мучают, сумею ли сделать элемент. Это повышает уровень кортизола. Гормон действует на организм разрушительно, и его надо срочно потратить. Например, через движения. Резкие, с дрожанием, вибрацией. Как делают трехлетние дети, закатывая истерику. На самом деле это не каприз, а заложенный природой механизм выживания. Спортсмену тоже нужно выработать цивилизованный способ «скидывания» кортизола. Поэтому, мамы, папы, бабушки, тренеры, не бойтесь слез и дрожания у маленьких спортсменов. Это свидетельство высокого стресса - ребенок поступает правильно, снижая его.
- Что стоит сделать за минуту до старта?
- Необходимо «включить» себя в тело. Есть пальчиковая гимнастика для ног, когда даже в кроссовках или ботинках нужно стараться шевелить пальцами. Так мы запускаем сигнал от мозга к удаленным точкам тела.
Кстати, всегда наблюдаю, как тренеры готовят фигуристов к прокату. Если у бортика ведутся разговоры, это чаще всего минус настройка. Отделы мозга, ответственные за речь, слуховое восприятие и логическую обработку информации, не имеют отношения к двигательной активности. Лучше взять спортсмена за руки, размять ладошки, правильно подышать, синхронизируя с ним сигналы, которые активизируют отделы мозга, отвечающие за движения.
Поделюсь своим ноу-хау: «шоколадные тренировки» - вариант ментальной подготовки для нарабатывания соревновательной нейронной цепочки без стресса. Ее принцип: фиксация на позитивном рефлексе. Спортсмен выполняет программу, а в конце съедает два-три грамма шоколада и вдыхает аромат масла какао. Организм откликается нейромедиаторами удовольствия. Курс занимает 30 - 40 дней. После соревнований такое же подкрепление, причем даже если спортсмен выступил не очень удачно. Проводим подобные тренировки с легкоатлетами, фигуристами, девочками из художественной гимнастики.
Справедливое судейство - миф
- Оценки в некоторых видах спорта часто субъективны. Ты вроде сделал максимум, но получил низкий балл. Как не отчаяться?
- Важно понимать, что не всё на соревнованиях зависит от участников. Справедливость в спорте вообще один из самых больших обманов, даже там, где результат фиксирует машина. До ребенка нужно донести: ты контролируешь только то, что в твоих силах. Иначе он решит: с ним что-то не так. Дам совет родителям, бабушкам, как вывозить из проигрыша:
- после соревнований обнимаем ребенка, чтобы он чувствовал себя под защитой и мог выплеснуть эмоции - если хочет;
- если спортсмен не готов к объятиям, даем ему побыть одному;
- слушаем, если хочет высказаться.
Снять напряжение помогает выглаживание: плотно прижимая руку, двигаемся ото лба по голове, шее, между лопаток в одном ритме - запускаем импульсы расслабления.
Дальше все индивидуально. Кому-то - посмеяться в кругу семьи. Другим - закрыться и поплакать. Обязательно плотная еда. Испеките пирожки юным спортсменам, от этого зависит успех.
Потом отправляем ребенка в кровать - в глубокой фазе сна информация переваривается и мозг отдыхает. Утром покормить - и только потом анализировать произошедшее. Причем это нужно далеко не всем. Многие известные спортсмены никогда не пересматривали неудачные выступления. Иначе есть риск, что воспоминания будут бурлить всю жизнь. Случится застревание в поражении.
Ракеткой об корт
- Стоит ли заставлять ребенка заниматься, если он не хочет?
- Удержать ребенка где-либо силой можно, если только его пугать. Но это короткая, калечащая психику дорога. Я за то, чтобы от этого отходить, и не случайно рассказываю про большое влияние родителей. Правда, они не всегда знают, как себя вести. Например, списывают на лень их «ничего не хочу». В спорте лень часто демонизируют, а она полезна. Когда меня спрашивают, сможет ли человек состояться в большом спорте, я всегда уточняю: «Он умеет лениться? Склонен перерабатывать или, чувствуя перенапряжение, вовремя остановится?» Лень выступает тормозом, который помогает выжить. Поэтому всегда надо смотреть, что стоит за нежеланием тренироваться. Возможно, просто нужен отдых.
- Почему в некоторых видах спортсмены особенно психованные? Теннисисты ракетки об корт ломают. Фехтовальщики тоже, говорят, крайне взрывные товарищи.
- Нет психованных или не психованных спортсменов. Есть быстрая и медленная нервная система. Быстрая мгновенно входит в состояние максимального возбуждения. И тогда человеку уже не до сложнокоординированных действий - у него кортизол зашкаливает, и он «скидывает» его дергаными движениями, о которых мы говорили. Но особенности нервной системы помогают тем же теннисистам моментально реагировать на удар. Частый запрос спортивному психологу: научиться ловить момент закипания и безопасно выпускать пар. Тут помогут движения встряхивания и виброплатформа. Кстати, футболисты и хоккеисты очень любят принимать ледяные ванны. Два-три захода - и уровень гормонов стресса приходит в норму.
Вместо тренировок - театр
В телешоу «Спроси Суркову» двукратный олимпийский чемпион в парном катании Максим Траньков обратился к родителям, которые нацелены вырастить чемпионов.
В раннем возрасте не стоит зацикливаться на одном виде. Плавание, спортивная или художественная гимнастика, балет помогут всесторонне развить ребенка.
Важно думать о культурном обогащении - вместо того чтобы тратить выходной на подкатки, лучше сводить юного фигуриста в галерею или в театр.
Не надо делать свои мечты мечтами ребенка.
- Есть родители, которые допускают рукоприкладство, кричат, давят на детей, - отметил чемпион. - Ужасно это наблюдать. Особенно часто такое бывает на соревнованиях. Не получается держать себя в руках? Уйдите подальше от ребенка. Пусть тренер настраивает его на старт.
Если спортсмен годами занимался только потому, что этого хотели родители, в какой-то момент он может просто отказаться выходить на лед. Чаще всего такое случается в подростковом возрасте. И к этому надо быть готовым.
Источник фото: Mathias Bergeld / Keystone Press Agency / Global Look Press