Мастер визуальных миров для топовых проектов Paramount и Netflix, рассказал, как построил точную копию студенческого кампуса для молодежного сериала и что происходит с масштабными декорациями после завершения проекта.
Всего через несколько месяцев зрители увидят продолжение сериала о студентах-супергероях — «Поколение “Ви”», спин-офф культовых «Пацанов». Накануне премьеры декоратор-постановщик и озеленитель Сергей Доронин рассказал, как создавался уникальный визуальный стиль кампуса, где разворачиваются ключевые события шоу, и сколько стоили эти работы. Доронин известный в мировой киноиндустрии создатель реалистичной атмосферы фильмов разного жанра, чьи работы украсили такие хиты стриминговых платформ, как легендарный «Звездный путь: Дискавери» и «Фубар» с Арнольдом Шварценеггером, а сериалу «Ричер» — рекордсмену по просмотрам на Amazon Prime Video — масштабные декорации Сергея Доронина помогли стать обладателем премии Ассоциации кинокритиков. Как российский декоратор стал востребованным за рубежом, а также как ради съемки одного фильма в северных широтах создают живой тропический лес или строят городские кварталы в кукурузном поле — читайте в нашем интервью.
— Сергей, у вас огромный опыт в создании миров, которые, буквально завораживают зрителя — от брутальных локаций «Ричера» до космических пейзажей «Звездного пути». Почему в этот раз вы выбрали именно «Поколение «Ви»» — молодежный сериал с особой эстетикой?
— Меня привлекла особая энергетика «Поколения “Ви”» — это очень динамичный и современный молодежный проект, где визуальные эффекты и атмосфера играют ключевую роль. Когда Розали Борд, с которой мы уже создавали миры для «Y: Последний мужчина», а также «Гламур» и «Belated», предложила мне участвовать, я сразу понял, что будет интересно. Я всегда стремлюсь, чтобы декорации выглядели абсолютно аутентично, но при этом несли уникальную художественную концепцию. Зритель не должен догадаться, где заканчивается грань между студийными павильонами и натурными съемками. Я стараюсь, чтобы локации теряли свою географическую привязку, становясь универсальным, но живым пространством для истории. Для «Поколения “Ви”» мы нашли идеальное сочетание: масштабные студийные съемки на Pinewood Toronto Studios, где был построен детализированный кампус, и натурные локации Университета Торонто, который органично трансформировался в Школу супергероев. Именно этот синтез и позволил создать тот самый узнаваемый визуальный стиль сериала, который так полюбился зрителям.
— В киноиндустрии вы более 10 лет, работали с известными студиями — Paramount+ , Amazon Prime Video и Apple TV+ и Netflix. Расскажите с чего все началось?
— Моя история началась в Казани, где я еще студентом погрузился в творческую среду, работая над музыкальными проектами в Bars Media. Позже появились собственные компании — рекламная «Столица» и производственная «Aline». Постепенно рос я сам, росли уровень проектов и партнеров.
— Но карьерный переворот случился, когда вы переехали в Канаду и начали работу в одной из рекламно-производственных компаний страны. Это ведь тогда вас впервые пригласили в кино?
— Совершенно верно. Я искал новые возможности создавать что-то особенное. И однажды, работая над дизайном для клиента, случайно познакомился с человеком, который работал на студии над большим проектом — «Designated Survivor». Он сказал, что мои навыки и отношение к делу могут быть востребованы в киноиндустрии. Можно сказать, что с этого дня начался мой путь в кино.
— Во время съемок второго сезона «Поколение “Ви”» вы были декоратором-озеленителем, но кроме работы с живыми растениями на площадке, вы руководили командой, которая монтировала дорогостоящие декораций из натурального камня — ответственность колоссальная. Расскажите как проходил процесс, и с какими трудностями пришлось столкнуться?
— Ответственность действительно была большая — общая стоимость работ составила более 25 тысяч долларов. Мы строили точную копию университетского кампуса в съемочной студии, и моей задачей было воссоздать часть улицы — точно такую, как в реальном мире с газонами, кустами, деревьями, листвой за окнами, и каменными дорожками возле здания, при этом мы использовали тот же материал, что и в настоящей школе. Но вот в чем была загвоздка: по студии постоянно перемещалась тяжелая техника весом в десятки тонн: телескопические подъемники, ножничные лифты и прочее. А толщина нашего камня составляла всего 25 мм. Малейшая неровность под ним — камень попросту рассыпался под таким весом. Но, я смог справиться с этим, используя свои навыки и секреты. Мы невероятно тщательно подготовили основание, проверили каждый камень, устранили все дефекты. В итоге за полгода съемок было всего несколько сломанных камней, которые легко заменили.
— Получается, работа напряженная как на настоящей стройке: вы отвечали за свою часть проекта, управляли командой и координировали ее работу с другими отделами и художниками-постановщиками. Часто ли возникали конфликтные ситуации, и как решали?
— Я стараюсь избегать конфликтов — в нашей работе это непозволительная роскошь. Все строится на постоянном диалоге с художественным отделом, где у каждого арт-директора есть свои четко определенные сцены и зоны ответственности. Мы всегда заранее тщательно прорабатываем все детали — что будем создавать и как именно, — поэтому большинство потенциальных проблем решаются еще на этапе подготовки. Конечно, в процессе съемок неизбежно возникают правки и корректировки. В таких случаях мы оперативно собираемся и обсуждаем изменения в рабочем режиме. Если вопрос выходит за рамки компетенции арт-директора, я сразу выхожу на продюсера или главного художника-постановщика. Здесь главное — быстрота реакции и готовность вместе искать оптимальные решения. Чаще всего, основной источник «трений» — бюджет. Но даже в таких ситуациях мы всегда находим компромиссы, потому что у нас общая цель — сделать проект максимально качественным.
— После выхода второго сезона ожидается много внимания от критиков и зрителей. Насколько важно для вас, чтобы люди могли прочувствовать детали, которые вы создавали на съемочной площадке?
— Смотря, о чем мы говорим. Я бы сказал, что не так важны детали, сколько соответствующая атмосфера, это и декорации, и освещение, и игра актеров, и качество съемки, и конечно качественный сценарий. Очень много проектов, которые имеют хорошие декорации, но абсолютно не «цепляют зрителя». Именно атмосфера погружает зрителя в новый мир и позволяет ему прожить что-то новое и интересное, того, чего он раньше не видел и не может прожить в реальном мире. «Поколение “Ви”» это как раз тот пример, где зритель проживает и переживает с героями, а наши декорации позволяют окунуться в этот мир.
— В прошлом году ваши декорации для «Ричера» помогли ему получить звание «Лучший экшен-сериал» от премии Critics' Choice Super Awards американской Академии кинокритиков. С какими вызовами столкнулись при реализации этого масштабного проекта? Вы ведь построили реалистичный город буквально на пустом месте.
— Да, это было поле, где до этого выращивали кукурузу. Главным испытанием стали экстремальные погодные условия. Съемки должны были начаться ранней весной, поэтому строительство пришлось вести в зимние месяцы. Канадские зимы бывают очень суровыми. Этот был как раз такой год: -20 ℃ днем, а ночью еще холоднее. Задача была построить мини город, со своими парками, газонами, дорогами. Этот город существует и сейчас. Там снимают фильмы, музыкальные проекты и устраивают разные ивенты. Теперь это не просто декорации — это доказательство того, что профессиональная команда может воплотить любую, даже самую смелую кинематографическую фантазию.
— Для пятого, финального сезона легендарной франшизы «Звездный путь: Дискавери» вам пришлось совершить невероятное — создать джунгли на севере, где их быть не может. Как вам это удалось?
— Создавать тропический лес в пригороде Торонто — это был действительно вызов: десятки пальм, сотни тропических растений, лиан и прочей зелени. Тропический «рай» везли из Флориды несколькими трейлерами. Кто-то действительно может подумать, что это невозможно, — устроить южный лес в холодной Канаде, но нет, когда речь идет о фильмах, то возможно практически все! Это отличные воспоминания и незаменимый опыт.
— Сергей, за годы работы в кино вы наверняка пережили немало необычных и даже экстремальных ситуаций. Есть какая-то яркая, особенно запомнившаяся история со съемочной площадки?
— Пожалуй, одной из самых необычных и забавных историй стала работа над детским мюзиклом «Зомби 2». Съемки проходили в лесу, где по сценарию школьный автобус съезжает в кювет и проезжает сквозь лес около 15 метров. Нам предстояло подготовить участок леса так, чтобы после каждого дубля все можно было быстро восстановить — сломанные ветки, поваленные кусты, примятую траву. Звучит просто, но представьте: автобус весом в несколько тонн буквально разносит лес на части, а вам нужно за полчаса собрать все обратно, как будто ничего не случилось. И это еще не все. Во время съемок на нас обрушилась настоящая стихия — сильнейший дождь, который шел несколько часов подряд. Почва превратилась в болото, одежда промокла до нитки, а главной угрозой стали... комары. Миллиарды этих насекомых атаковали нашу команду без пощады. Ни один репеллент не помог — пришлось срочно ехать за антимоскитными сетками, но их не хватило на всех: часть ребят спасалась в машинах, а другие, вооружившись полотенцами и юмором, «танцевали» между дублями, пытаясь отмахнуться от комаров. Это был хаос, смех, стресс и гордость одновременно.
— Сергей, вы сейчас активно работаете над спин-оффом сериала «Ричер», который с первых же сезонов завоевал любовь критиков и зрителей — первый сезон получил 92%, второй — идеальные 100% на самом популярном сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes. Чего зрителям ждать от вашего нового проекта, и какие у вас планы на ближайшее будущее?
— Этот проект рассчитан на полгода, а затем я продолжу работу над четвертым сезоном «Ричер». Сейчас мой рабочий процесс заключается в получении визуализации декораций от художников-постановщиков. Моя задача — адаптировать этот дизайн под реальные условия: подобрать материалы, рассчитать бюджет и организовать строительство. Я распределяю задачи в команде и контролирую качество и сроки выполнения. Один из самых сложных, но интересных кейсов — монтаж виноградных лиан в бетонные стены заброшенной электростанции. Нам нужно было создать эффект «живых» декораций, которые выглядят естественно в кадре, но при этом выдерживают многочасовые съемки. Объем работ был колоссальный, но результат уже получил высокую оценку от продюсеров. Что касается планов — все зависит от графика студии и сроков производства. Мы делаем все так, чтобы декорации были максимально натуральными и при этом безопасными для работы всей съемочной группы. Это большая и ответственная работа, но мне нравится то, чем я занимаюсь. — В планах продолжать свой путь в кинопроизводстве и развиваться, как профессионал. В этом мне помогают единомышленники и коллеги, в 2017 году я присоединился к ассоциации IATSE*, а в этом году стал членом SDSA**, это открыло мне доступ к знаниям и опыту лучших специалистов индустрии. Здесь я нахожу вдохновение, поддерживаю связи и продолжаю совершенствовать свое мастерство.
Василий Черный
*IATSE - международный альянс работников театральной сцены, техников кинематографа, художников и смежных ремесел Соединенных Штатов, их территорий и Канады, известный просто как Международный альянс работников театральной сцены.
**SDSA - Set Decorators Society of America - «Американское общество художников-декораторов»