«Помню, один мужчина подошел к нашему стенду на логистической выставке, остановился и сказал: «Я пришел на выставку, а попал в оранжерею». Вот тогда я и поняла, что мой подход однозначно работает», — вспоминает Катерина Козлова, начальник отдела маркетинговых коммуникаций в международной логистической компании АО «ОТЛК ЕРА». Она специализируется на эмоциональном маркетинге и устойчивых коммуникациях. Задача Катерины состоит в том, чтобы выстраивать имидж брендов через ценности, доверие и экологическую ответственность. Именно она изменила язык общения с аудиторией всей логистической отрасли. Катерина первой в России стала вводить понятия заботы и этики в индустрии, где про это раньше даже не задумывались. За свой вклад в развитие маркетинга Катерину Козлову неоднократно отмечали на престижных премиях. Среди них, например, «Развитие Регионов. Лучшее для России», где она победила в номинации «Маркетолог года» в 2021 и «Национальная бизнес-премия», где она была признана «Маркетинг-лидером года» в 2022.
ESG-маркетолог — кто это?
Катерина Козлова специализируется на ESG-маркетинге. Если говорить простыми словами, то это концепция, при которой компании добровольно берут на себя обязательства по защите окружающей среды, поддержанию социальных стандартов и обеспечению прозрачности в управлении. Ее профессия довольно редкая, потому что требует от специалиста нестандартного сочетания навыков. Во-первых, это понимание принципов устойчивого развития и экологической ответственности. Во-вторых, необходимы знания в области социальных аспектов бизнеса, таких как забота о сотрудниках и соблюдение этических норм. И, конечно, важно разбираться в механизмах корпоративного управления, чтобы помогать компаниям выстраивать прозрачные процессы управления. Кроме того, специалисту по ESG-маркетингу нужно уметь эффективно популяризировать ценности как внутри компании, так и за ее пределами среди партнеров, инвесторов и клиентов. Именно такое комплексное сочетание знаний и умений сделало Катерину уникальным и востребованным специалистом.
ESG-маркетинг и грузоперевозки?
Логистика оказывает значительное влияние на окружающую среду и общество. Речь идет про выбросы парниковых газов, потребление ресурсов, условия труда и цепочки поставок. ESG-маркетинг позволяет компаниям не только снижать негативное воздействие, но и демонстрировать свою заинтересованность в сохранении экологии и заботе о сотрудниках. ESG-маркетинг представляет собой мощный инструмент трансформации логистики. Он может повысить доверие клиентов, улучшить репутацию компаний и обеспечить соответствие современным требованиям устойчивого развития. Однако для его успешной интеграции необходимо преодолеть существующие барьеры и разработать новые подходы, чем и занимается Катерина. Один из ярких примеров —
— китайский гигант электронной коммерции JD.com, который реализует инициативу «Зеленый поток». Она направлена на сокращение пластиковых отходов и повышение эффективности упаковки, а также внедрение программы поощрения экологичных покупок для клиентов.
Изменение в АО «ОТЛК ЕРА»
Железные дороги, поезда, локации — сфера логистики едва ли ассоциируется с экологическими инициативами. Но так было ровно до того момента, пока в 2019 году Катерина не начала работу в АО «ОТЛК ЕРА» в отделе маркетинговых коммуникаций, который вскоре возглавила. Это международная компания по перевозкам между Европой и Китаем. Она является настолько влиятельной, что если изменить ее имидж, то изменится имидж железнодорожных перевозок всей страны.
Так и случилось. Под маркетинговым руководством талантливого специалиста Катерины Козловой было реализовано несколько значимых экологических проектов, направленных на восстановление экосистем и сохранение биоразнообразия.
Совместные проекты с WWF
Восстановление популяции тугайного оленя в Казахстане
Катерина реализовала ряд значимых проектов в сотрудничестве с WWF России — российским отделением Всемирного фонда дикой природы. Так, в 2020 году был успешно завершен проект по увеличению численности тугайного оленя в долине реки Сырдарья. В результате этой инициативы численность одной из вольно живущих группировок оленей возросла на 20 %.
Увеличение численности зубров в Турмонском заказнике
В 2022 году был реализован проект по увеличению численности зубра в Турмонском заказнике в Республике Северная Осетия-Алания. В рамках проекта популяция заказника пополнилась на 8 животных, что позволило увеличить количество особей в данном районе на 42% .
Восстановление тугайных лесов в Казахстане
В 2022 году начался проект по восстановлению тугайных лесов в Казахстане после пожаров. В рамках инициативы было высажено более 39 700 деревьев на общей площади 14 гектаров. Это невероятно важно, так как тугайные леса являются жизненно необходимым биотопом для бухарских оленей и других копытных, а также естественным водным регулятором.
Международное признание
Благодаря идеям Катерины компания внедрила новые цифровые решения и стремится к переходу на безбумажную технологию перевозки грузов. Это важно, так как отказ от бумажного документооборота ведет к сокращению вырубки лесов, уменьшению отходов и углеродного следа. К тому же, это соответствует международным ESG-принципам и усиливает экологическую репутацию компании. После прихода Катерины в компанию клиенты и поставщики из Китая и Европы начали замечать перемены. Согласно внутренней статистике, они стали чаще возвращаться, делиться хорошими отзывами, но главное, чувствовать, что компания заботится о них, и обо всей планете - нашем общем доме.
«Помню, как меня поразил стенд компании, оформленный по проекту Катерины на одной из международных профильных выставок, - вспоминает коллега Катерины Козловой. - Пока другие ставили пластиковые кубы, она посадила цветы и сделала стенд главным пунктом притяжения клиентов. Именно такой нестандартный подход создает имидж компании на международной арене».
Именно за такой оригинальный подход Катерина, как выдающийся маркетолог, получила награду Best Stand Design на выставке TransLogistica Kazakhstan — самой крупной выставке транспортно-логистических услуг и технологий в Центральной Азии.
Катерина также курировала участие компании в знаковых деловых форумах — ЕАЭС «Интеграция», Forbes Congress Russia и «Бизнес в России через Казахстан», где отвечала за подготовку имиджевых материалов, презентаций и стратегического позиционирования бренда. Помимо деловых площадок, участвовала, как эксперт в культурных инициативах. Она помогала организовать международную арт-выставку «The New Silk Road: Time, Space, Existence» в Казахстане и закрытые бизнес-конференции «One million club». Это элитное сообщество топ-менеджеров и собственников крупного бизнеса стран Европы и Азии. Катерина принимала участие как организатор мероприятий клуба в Варшаве, Москве и онлайн-формате совместно с КСТП (Международным Координационным советом по трансъевразийским перевозкам), в данный момент она вдет подготовку к конференции в июле 2023 в Китае. Такие проекты требуют понимания международной аудитории, и этим Катерина владеет блестяще.
Почему ЕSG – это важно?
Согласно исследованию PwC, 76% людей по всему миру перестают покупать у брендов, если те игнорируют экологию и общественные ценности, а 83% потребителей считают, что компании должны активно формировать лучшие практики в области ESG. Развитием этого важного направления в маркетинге и занимается Катерина Козлова. Сегодня ее решения используют в других отраслях, а опытные специалисты берут ее кейсы как нестандартный, но очень эффективный пример.
Василий Черный