Загадочная смерть претендента на пост главы СССР

btdoe6j2
Фото Виктора Кошевого / ITAR-TASS
Петра Машерова видели в роли преемника Брежнева и были уверены, что стране нужен именно такой руководитель

Многие историки считают: Советский Союз мог бы пойти по иному пути, если бы во главе страны оказался Петр Машеров. Лидер Белоруссии, которому прочили пост главы СССР, погиб в автокатастрофе 4 октября 1980 года. Одни уверены, что это банальное ДТП, другие находят обстоятельства произошедшего более чем странными. Докопаться до истины сегодня, спустя почти сорок лет, очень сложно.

Преемник дорогого Леонида Ильича

«»
Источник: wikimedia.org

Во времена позднего застоя в стране наблюдалось раздражающее противоречие: если верить телевидению и газетам, повсюду процветала трогательная народная любовь к компартии и «лично к Леониду Ильичу Брежневу», на деле же чуть ли не на каждой кухне люди выплескивали накопившиеся негативные эмоции, рассказывая едкие анекдоты о дряхлеющем главе государства.

Да и вообще в те годы как-то перестали верить лидерам. Исключением, пожалуй, был только «Батька Петр» - так называли белорусы Петра Машерова, возглавлявшего компартию Белорусской ССР. У него была репутация кристально честного и чистого человека, к которому просто не прилипали грязные слухи о подпольных богатствах. Его уважали за талант хозяина и за справедливость. Даже сейчас, спустя почти 40 лет после его смерти, Петра Мироновича хорошо помнят в Белоруссии, считая образцом для подражания.

К 1980-му году стало ясно: скорее всего, политическая карьера Машерова взлетит на еще более высокий уровень. То и дело говорили о том, что он сменит Брежнева на посту главы страны. Увы, эти блестящие перспективы так и не сбылись.

Командир из народа

Петр Машеров родился в 1918 году в многодетной семье — из семерых детей выжили пятеро, что считалось неплохим для того времени результатом, ведь на начало ХХ века пришлись такие суровые события, как Первая мировая война, революция, Гражданская война...

Петр Машеров, фото военных лет. Источник: wikipedia.org
Петр Машеров, фото военных лет. Источник: wikipedia.org

С самого детства Петр мечтал стать образованным человеком, но это было нелегко: чтобы посещать школу, мальчику приходилось каждый день, в любую погоду, проделывать 9-километровый путь в соседнее село, где находилась школа. Но он не отступал. После семилетки был окончен рабфак, и Машеров поступил на физико-математический факультет Витебского пединститута. В 1939 году выпускник-дипломник получил распределение учителем в школу одного из районных центров.

Когда началась Великая Отечественная война, Петр Машеров записался добровольцем в Красную армию. Немцы стремительно наступали, и отряд, в котором он воевал, попал в окружение. Машерову удалось бежать из плена. Догнать своих не было никакой возможности — фронт откатился на восток. Белоруссию заняли немцы. Вернувшись в село, в котором раньше учительствовал, он тихо продолжал свое дело, но это не значило, что скромный педагог подчинился новой власти: он сколотил подпольную группу, а весной 1942-го Машеров со своими единомышленниками исчез из села — был создан партизанский отряд, и школьный учитель его возглавил.

Деятельность отряда была столь успешной, что в 1944 году Машеров получил звание Героя Советского Союза.

Восстановление разоренной республики

Многих командиров партизанских отрядов после войны назначали руководителями. Справлялись, конечно, не все: в мирной жизни требовались иные подходы и навыки. Машеров справился. В должности первого секретаря обкома он успешно восстанавливал разрушенный город Молодечно, затем его перевели в Минск, доверив руководить белорусской комсомольской организацией.

Партбилет Петра Машерова. Источник: wikipedia.org
Партбилет Петра Машерова. Источник: wikipedia.org

В 1954-м Петр Машеров — второй секретарь Минского обкома партии, а еще через год — первый секретарь Брестского обкома. За 4 года ему удалось капитально восстановить западный форпост республики и страны — город Брест и Брестскую область. Внушительными темпами стало развиваться машиностроение — многие заводы, действующие и сегодня, выстроены стараниями Машерова.

Руководителем республики тогда был Кирилл Мазуров, он и рекомендовал Машерова в качестве своего преемника. И Машеров оправдал доверие: он совершил «белорусское экономическое чудо», настоящий прорыв. Белоруссия пострадала за годы войны больше всех, при Машерове же она стала самой процветающей республикой.

В 1965 году Машерова назначили Первым секретарем ЦК Компартии Белорусской ССР. Заняв столь высокий пост, Петр Миронович обеспечил стремительное развитие республики. При нем были построены такие прибыльные предприятия, как Гомельский химзавод, комбинат «Полимир», Березовская ГРЭС, в Гродно начал работать комбинат «Азот».

Все знают об успехах белорусской сельскохозяйственной отрасли. А ведь начались эти успехи тоже при Машерове: он привлек к этому делу ученых, благодаря чему урожаи достигли небывалых объемов.

Заговор или случайность?

Машеров не входил ни в одну из враждующих кремлевских группировок. Брежневу нужен был такой человек. Он собирался назначить его вместо часто болеющего Алексея Косыгина на пост Председателя Совета Министров СССР. Отсюда был один шаг до должности Генерального секретаря КПСС, в случае, если Брежнев умрет.

Но буквально перед самым назначением автомобиль, в котором Машеров ехал по трассе Москва — Минск, врезался в тяжелый грузовик. Погибли и водитель, и охранник, и сам Петр Миронович.

Почтовая марка, выпущенная к юбилею Петра Машерова. Источник: wikimedia.org
Почтовая марка, выпущенная к юбилею Петра Машерова. Источник: wikimedia.org

Некоторые историки до сих пор убеждены: гибель Машерова подстроил Юрий Андропов — убрал конкурента. Против этого другие историки возражают: не андроповский стиль — устраивать теракты.

Генеральная прокуратура СССР вынесла вердикт: несчастный случай. Кортеж Машерова всегда ездил на огромной скорости — нужно было успеть посетить многие объекты. При этом Петр Миронович запрещал перекрывать движение и от вертолета отказывался — не любил лишнего пафоса. Его водителю уже исполнилось 60 лет, он хоть и был виртуозом, но в таком возрасте уже труднее сохранять концентрацию внимания.

Водителю рокового грузовика — Николаю Пустовиту — тогда было 33. Его осудили на 15 лет лишения свободы. Такой суровый приговор был необходим, чтобы хоть как-то успокоить народ — люди потеряли по-настоящему любимого лидера, уникального по своим качествам человека и руководителя. Впрочем, через три года Пустовита перевели на «химию», а еще спустя два года освободили.

На похороны Машерова пришли десятки тысяч рыдающих людей: они искренне оплакивали того, кто преобразил их республику, скромного и обаятельного человека, которого любили все.






Что стало с девочками-кинокрасавицами, в которых были влюблены почти все советские мальчишки
Кадры решили все. Идейные комсомольцы строили страну, гнилые ее разорили