Легкая вода: как Александра Ежова учит плавать детей

Александра Ежова

Тренер и спортивный психолог из Иркутска нашла способ безопасно и бережно сделать пловца из любого ребенка – от малыша до подростка с аквафобией

В России продолжается реализация межведомственной программы «Плавание для всех». В конце мая Федерация водных видов спорта России и компания «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» провели очередной семинар, посвященный выполнению программы. Одной из главных тем, которые обсуждали спортивные функционеры, олимпийские чемпионы, блогеры и маркетологи, стала необходимость вовлечения в плавание как можно большего числа детей. Такой подход понятен – если человека с детства научить держаться на воде, любовь к плаванию, вероятнее всего, останется у него навсегда. Однако далеко не каждый тренер обладает эмоциональной чуткостью, педагогическим талантом и знанием научной базы, которые необходимы для работы с детьми. Тренер и спортивный психолог из Иркутска Александра Ежова – одна из тех, у кого все это есть и кто одинаково успешно работает с малышами, воспитанниками школы олимпийского резерва и детьми, страдающими аквафобией. Мы пообщались с Александрой, чтобы узнать, какие методы она при этом использует, что считает основой успеха и при чем тут позитивное отношение к своему телу.

Дельфин и русалка

Обучение плаванию детей требует от тренера особого подхода. Чтобы снять страх перед водой и развить у ребенка концентрацию и координацию, бессмысленно требовать от него механического повторения движений – эффективнее использовать современные, основанные на научном знании методики. Учитывая психофизические особенности своих подопечных, Александра Ежова работает с малышами и подростками, применяя игровые упражнения, координационные тренировки и другие подходы, доказавшие свою действенность.

Более 10 лет Александра профессионально занималась плаванием, а на втором курсе ГЦОЛиФК стала тренировать сама. Ее первыми учениками оказались малыши, которых нужно было обучать плаванию с нуля. С самого начала, говорит Александра, она руководствовалась в работе с детьми тремя ключевыми принципами: безопасность, постепенность, позитивный эмоциональный фон. Для этого как нельзя лучше подходят тренировки на основе игр. Игровой подход помогает снять напряжение, развивает моторику и координацию, а кроме того, не дает заскучать и поддерживает интерес к занятиям.

«Например, когда я обучаю детей технике дыхания, предлагаю поиграть в водный мир и вообразить себя дельфином, русалкой или пиратом», – рассказывает Александра.

Чтобы сымитировать обитающее в воде животное или сказочного героя, ребенку приходится выполнять нырки, скольжение, вращения в воде, осваивать движения ног и задержку дыхания. В процессе формируется эмоциональная и мышечная память, помогающая увереннее ощущать себя в воде.

Хорошее подспорье, помогающее приобрести плавательные навыки, не форсируя работу, – мячи, нудлы, доски. Подобный инвентарь, объясняет Александра, позволяет разбить сложные движения на несколько простых с постепенным усложнением. Тому, как построить работу с детьми, только начинающими осваиваться в бассейне, в том числе с использованием инвентаря, Александра посвятила одну из своих научных работ – «Развитие координационных способностей у детей, занимающихся плаванием на этапе начальной подготовки».

Важно, чтобы тренировки проходили в позитивной атмосфере, говорит Александра. В ее занятиях с новичками нет соревновательности: дети прежде всего получают удовольствие от движения и не боятся ошибаться.

«Процесс обучения малышей я строю таким образом, чтобы они не ассоциировали плавание со стрессом, – объясняет тренер. – Возможно, в будущем кто-то из них решит делать карьеру в спорте, но моя задача на начальном этапе – научить своих воспитанников получать удовольствие и чувствовать себя в водной стихии комфортно».

Благодаря современным подходам, которые Александра Ежова использует в работе с детьми, они быстрее адаптируются к воде, у них развиваются не только координация, умение концентрироваться и быстро переключаться, но и уверенность в своих силах – навык, который пригождается и за стенами бассейна.

Тренер как психолог

Если в работе с малышами главная цель тренера – помочь им освоиться в воде, то занятия с профессиональными спортсменами требуют от наставника умения добиваться результата на соревнованиях. Александра Ежова разработала и использует собственные методики, обеспечивающие ее ученикам конкурентоспособность за счет развития физической и психологической устойчивости.

Когда Александра училась на третьем курсе университета, ее пригласили стать членом тренерского состава спортивной школы олимпийского резерва «Олимпиец» – первой и единственной в Иркутске и области. Главная задача таких школ – отбор и воспитание талантливых молодых спортсменов, которые будут представлять страну на состязаниях международного ранга.

Особенностью подхода Александры является внимание к психологическому аспекту. Молодой тренер исходит из того, что такие показатели психологической выносливости, как самоконтроль, способность справляться со стрессом и контролировать свои мысли для пловца важны ничуть не меньше, чем физическая подготовленность. Ведь именно умение управлять своим психологическим настроем позволяет спортсмену справляться с тренировочным и соревновательным прессингом.

«Многие тренеры до сих пор ограничиваются работой над физической формой и техникой своих подопечных, хотя такой подход давно устарел. Сегодня наставник также отвечает за создание оптимального психоэмоционального климата, поддержание мотивации спортсмена и воспитание у него механизмов саморегуляции», – объясняет Александра.

Во время работы в «Олимпийце» Александра Ежова занялась научными исследованиями, которые впоследствии легли в основу ее магистерской диссертации. Эта работа посвящена формированию самоэффективности личности, то есть способам развития позитивного отношения к своему телу и своим действиям, что положительно сказывается на результатах спортсменов. Воспитанники Александры в школе олимпийского резерва – самым младшим 7 лет, самым старшим 17 – стали первыми, кто получил возможность заниматься по новой программе.

Опираясь на последние достижения спортивной науки, молодой тренер использует в своей работе с перспективными пловцами такие современные подходы, как когнитивная регуляция, визуализация, постановка целей и эмоциональный коучинг. Например, обучение навыкам саморегуляции – дыхательным техникам, мышечной релаксации – помогает воспитанникам Александры снизить уровень тревожности, улучшить концентрацию и добиться максимально возможного результата на соревнованиях. А освоение таких инструментов, как визуализация и постановка целей, позволяет мысленно отрепетировать успешное выступление, чтобы затем повторить его в реальности.

Не менее важной задачей тренера Александра считает эмоциональную поддержку своих спортсменов. Развитая эмпатия, навыки активного слушания помогают ей формировать в команде здоровую психологическую атмосферу, благодаря которой пловцы быстрее прогрессируют. Работая в «Олимпийце», Александра активно привлекала к тренировочному процессу детского психолога, а впоследствии сама прошла обучение по психологии, получив диплом о профессиональной переподготовке.

Прицельная работа над психологической устойчивостью помогает воспитанникам Александры не паниковать во время ответственных соревнований, подвергать рефлексии свои победы и поражения и успешно выполнять нормативы. За время работы в школе олимпийского резерва Александра Ежова воспитала 30 разрядников и одного кандидата в мастера спорта, три ее спортсмена были победителями и призерами Всероссийских соревнований «Кубок Сибири», а двое стали в 2025 году стали бронзовыми призерами первенства Сибирского Федерального округа.

Некогда бояться

Дети, которые стремятся научиться плавать вопреки своему страху воды, – особая категория посетителей бассейнов. Многие из них так и уходят ни с чем – конвейерная система, которой придерживаются большинство тренеров, не располагает к индивидуальному подходу. Александра Ежова охотно берет в ученики сложных детей, от которых отказываются другие тренеры, помогая им через преодоление своих страхов научиться уверенно держаться на воде.

Занятия с детьми, страдающими аквафобией, Александра превратила в отдельное направление своей тренерской работы в иркутском водноспортивном комплексе «Солнечный».

«Всем известно, что физиологически человек не предрасположен к тому, чтобы утонуть. Однако ощущение безвыходности и панические мысли способны сделать пребывание в воде дискомфортным и небезопасным», – говорит тренер.

Причины аквафобии могут быть разными – от травмирующего опыта занятий с неумелым тренером до врожденного неприятия ощущения воды на лице. Однако в любом случае таким детям не подходят обычные способы обучения. У Александры Ежовой своя методика. Первый этап – преодоление негативных эмоций и мыслей: тренер объясняет ученику, что происходит с телом в воде и почему научиться плавать по силам любому. Затем происходит формирование настроя на определенный результат, например, способность самостоятельно проплыть от бортика до бортика. Чтобы достичь его, тренер готовит ученика психологически и физически – обучает правильно двигаться в воде, вставать, держаться за бортики или дорожку. Если преподносить детям эту информацию в игровой форме, не торопить их, поддерживать интерес, многие из них забывают про свой страх, и это уже половина успеха, говорит Александра.

Свое будущее Александра Ежова связывает именно с этим направлением тренерской работы. Практика в Иркутске, где она оказалась единственным специалистом, способным успешно обучать плаванию детей с аквафобией, показала, насколько острой является нехватка таких профессионалов. Дальнейшее развитие в области спортивной психологии, уверена Александра, позволит ей еще эффективнее работать с детьми, которые считают воду враждебной стихией. Трудных детей не бывает, и научить плавать можно каждого, если у тренера есть терпение, педагогический талант и научный подход.

Василий Черный