Прабабка Натальи Пузиковой, как и несколько поколений женщин ее семьи, была известной на все окрестности плакальщицей на похоронах. Вот и Наталья, когда-то преподававшая музыку, изучавшая историю, диалекты, пословицы и поговорки родных мест, теперь занимается этим грустным, но необходимым делом. Применяя свои знания, чтобы все было в соответствии с местными обрядами и традициями.
Жительницу Рамони Наталью Пузикову разыскали наши старые друзья из Воронежа - журналист Леонид Шифрин и фотограф Андрей Архипов. Говорят, она так глубоко в теме, что к ней даже из Москвы едут - перенимать опыт.
- В последние годы поменялось отношение к покойнику, - расстроена Наталья. - Даже за 20 лет моей работы в этом бизнесе стала замечать все больше случаев отстранения от смерти близкого - родственник не хочет, чтобы умерший находился дома. Раньше всеми правдами и неправдами старались не отдавать в морг. Теперь в деревнях покойника еще держат дома, а в городах стараются хоронить прямо из морга, через него проходит 70–80 % тел.
В небольшой похоронной фирме Пузиковой пять сотрудников: она, дочь и трое рабочих.
- Несколько лет назад полиция посадила в районе своего ритуальщика и таскала его с собой день и ночь, - делится Наталья проблемами своей сферы. – У них с похоронщиками были договоры 50 на 50 % за каждого покойника. Предлагали и мне. Меня, кстати, семь раз поджигали конкуренты, сгорали гробы с венками, но полиция никого не находила. Сейчас этот беспредел прекратился.
Джинсы для покойника
Женщина утверждает: ей важно не на поток работу поставить, а соблюсти положенные обряды, о которых многие позабыли. И рассказывает, как правильно.
- С отходящим в мир иной человеком надо разговаривать: он слышит еще какое-то время после физической смерти. В морге его «убивают» окончательно, и не нужно его туда отправлять, если случай не криминальный.
- В течение трех часов после смерти тело не трогают. Затем кладут головой в красный угол и читают канон «На отхождение души от тела». Гроб можно ставить на пол, на стол или на скамейки. Покойник обязательно ночует дома две ночи. Кстати, нейтрализовать запахи можно народными средствами: таз с крапивой или полынью ставят под гроб.
- Одевают как живого: нижнее белье, мужчинам костюм и тапочки (не ботинки!), военным - китель, женщинам - платье с длинным рукавом или кофта с юбкой и обязательно светлый платок. Старушкам надевают хлопчатобумажные чулки - у Натальи их большой запас с былых времен. Одежда не обязательно новая, но опрятная.
- Черный цвет траура - европейская традиция. У русских это белый. Женщинам полагалась белая погребальная рубаха. Сейчас допускаются платья синего, зеленого или бордового цвета. Мужчин хоронили в портках и белых рубашках. Костюмы появились в советское время и используются по сей день.
- Редко, но бывает, что хороним людей в джинсах, майках, кроссовках. («Сын ни разу в жизни костюм не надел», - сказала мне безутешная мать.) Греха в этом нет.
- Мужчин перед похоронами бреют, женщинам ногти и волосы не стригут. Можно чуть обработать лицо обычным тональным кремом.
- Над телом читается псалтырь, рядом зажигается лампада - так покойник найдет путь в другой мир. А иначе потеряется в темноте.
Лучше, если читает пожилая вдова.
- Гроб должен быть сосновый, с бордовой (не красной!) обивкой. Несут его на руках, рассыпая перед ним еловые ветки.
- В поселке Бор нашего района женщины еще до 70-х годов прошлого века сами носили гроб на рушниках, - рассказывает Пузикова. - Они несли покойницу, а мужчины - покойника. Это была местная традиция, там издавна жили работные люди (суконное производство), а не крестьяне, и баба наравне с мужиком была работницей, она не считалась слабее его.
- Возле дома ставится ведро с водой, ковши, мыло, рушник. Входя на поминки, люди моют руки перед порогом.
- Обязательное поминальное блюдо в Воронежской области: окрошка на ржаном квасе с вареной щукой. Зимой - куриная, а если пост, грибная лапша.
- На похоронах нельзя смеяться, шутить, улыбаться. Пришли, съели кутью, оладьи с медом, окрошку или лапшу. Помянули покойника добрым словом, и до свидания.
По словам Натальи, по поводу песен - зависит от региона. Скажем, у них не принято распевать, а в подмосковных деревнях такое не редкость.
Без огня
Наталья утверждает: большинство людей хоронят сейчас по религиозным канонам. Но если почивший был атеистом, надо обговорить все с его родственниками. А вот кремацию она жестко отвергает - церковь против.
- Когда я начинала 20 лет назад, средние похороны стоили 10 - 15 тыс. руб., - вспоминает Наталья Пузикова. - Сейчас – 40 - 60 тыс. Гроб, крест, табличка, доставка ритуальных принадлежностей в морг, грузчики, копка могилы, венки, оформление документов на землю, покрывало - все входит в эту сумму.
Эх, Наталья! В Москве за такие деньги только консультацию, наверное, дадут…
Как-то Наталье приснилось: звонит женщина и говорит, мол, я тетя Маша из Рамони, у меня сын умер, приезжай. А рано утром звонок: «Здравствуй, Наташа!»
Оказалось, и впрямь тетя Маша из Рамони - они не были знакомы. И у нее действительно умер сын, именно в тот час, когда Наталье приснился сон.
Плакальщица не просто причитала по усопшему, а связывала его с теми родственниками, возле которых он упокоится.