Трагедия на Чернобыльской АЭС: Чёрная быль
30 лет прошло с момента страшной трагедии на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года мирный атом взбесился, разодрав в клочья четвертый энергоблок и накрыв полпланеты радиоактивным облаком. О причинах аварии спорят до сих пор, хотя действия персонала восстановлены с точностью до минуты. Мы не будем никого обвинять. Просто вспомним, как это было, и помянем тех, кто сделал все, чтобы свести риски к минимуму.
Нажмите для увеличения
Сровняли с землей
Гомельская область пострадала сильнее других в Белоруссии: на нее «легло» радиоактивное облако. После аварии людей из деревень, находившихся в зоне отчуждения, переселили в Гомель, дали квартиры. Поселки умирали в прямом смысле слова: дома разваливались, и их закапывали, ровняли с землей. Нынче только по кладбищам можно определить, что в этом месте когда-то жили люди. Впрочем, в некоторые уцелевшие деревни лет 15 назад разрешили вернуться жителям. Часть согласилась. Так и живут: едят овощи с огорода, ловят рыбу. Только за грибами побаиваются идти. Не из-за радиации, а потому что штраф, если поймают.
Повышенные обязательства
Власти Украины обещают, что к 2018 году АЭС и прилегающие территории будут полностью очищены.
Уж лучше вы к нам
В это трудно поверить, но на экскурсии в Чернобыль и Припять большой спрос. Желающим предлагают прогулки по этим городам и поход внутрь ЧАЭС. Уверяют, что радиационной опасности для туристов нет. Цены: $20 - 100 за один день, от $400 за неделю. Это с выездом из Киева.
Московские компании тоже предлагали подобные поездки: ночной поезд в Киев, дневная поездка в зону отчуждения и вечером обратно в Москву. Стоили они около 10 тысяч, билеты и питание отдельно. По понятным причинам сейчас не проводятся.
Денег не будет
В 1986-м с бедой справлялись всем Союзом. Ликвидаторам и их семьям страна предоставила социальные льготы и дополнительные выплаты. После развала СССР чернобыльцев продолжают поддерживать в России и Белоруссии, чуть меньше в Казахстане. На Украине льготы и пособия полностью отменили. А 200 ликвидаторов, живущих в Эстонии, не получают от властей никакой помощи, так как не являются «юридическими потомками граждан Эстонской Республики, проживавших на ее территории в 1918 - 1940 годах».