Столичные власти объявили войну недорогим мини-отелям

Хостелы Москвы подвергают незаконным проверкам

Первыми хостельерами в нашей стране можно назвать крымских бабушек, сдававших «угол» приезжим со всего Союза. Но настоящий бум распространения подобных мини-отелей пришелся на последнее десятилетие. Особенно много их в Санкт-Петербурге и Москве. Казалось бы, всем хорошо. Туристы имеют возможность остановиться в дорогом городе за небольшие деньги, владельцы - заработать себе на жизнь. Однако московским властям эти средства размещения почему-то стали поперек горла.

- Хостелы Москвы подвергают сейчас незаконным проверкам, - возмущен член правления некоммерческого партнерства «Лига хостелов» Евгений Насонов. Мы разговариваем в одном из его объектов в двух минутах ходьбы от станции метро «Чистые пруды». - Объясню. Плановые проверки малого бизнеса Путин запретил до 2019 года. Внеплановую можно проводить только по жалобе. Человек пишет в контролирующие органы, те проверяют. Причем по конкретному факту: подозревают, что мигранты незаконные, -смотрят документы у жильцов, говорят, что заливают, - ищут протечку. Сейчас же проверки идут по распоряжению прокуратуры Москвы. К нему прилагается адресный перечень из 260 московских хостелов. Понятно же, что у них нет 260 жалоб.

Хозяйка гостиницы...  Фото: facebook.com

Фото: facebook.com

- Чего они хотят? Закрыть вас? Может, взятку?

- Мы же не казино, у нас не те объемы. Просто московское правительство плохо относится к малому бизнесу. Вспомните историю с палатками, ларьками в метро. Поскольку в подъезд бульдозер не загонишь, снести нас невозможно. Поэтому они стремятся нас запугать, чтобы мы позакрывались сами. Понятно, что в московском суде ни один малый предприниматель не выиграет у города.

- За что наказывают?

- Например за отсутствие отдельного входа. Есть такая норма в законе: «помещение общественного назначения, расположенное в жилом доме, обязано иметь отдельный вход от жилой части здания». Но ни в одном юридически значимом документе не дано определение, что такое «помещение общественного назначения». У нас квартира. По жилищному кодексу «квартира - это помещение, предназначенное для проживания граждан». Вот граждане, они тут живут. Какое же это помещение общественного назначения?! Отличие вот этой квартиры от такой же на четвертом этаже лишь в том, что там люди живут постоянно, а здесь временно.

...приобщает гостей к русской кухне. Фото: facebook.com

Хозяйка гостиницы приобщает гостей к русской кухне. Фото: facebook.com

- Может, все-таки на вас жильцы пожаловались?

- Слушайте, у нас нет шума, нет проблем по миграционной службе. Спиртное запрещено категорически, курение тоже. В состоянии алкогольного опьянения мы не заселяем, увидим кого пьющим, сразу выгоним.

- Даже посреди ночи за дверь выставите?

- Выставим. Жильцы подписывают договор, что выпивать запрещено. И проблем с этим не было. Людям у нас нравится. Где еще они смогут жить за 600 - 700 рублей с человека, при этом рядом с метро, в 20 минутах от Кремля? Ну да, приходится ходить с другими людьми в один туалет. Но есть много разных мест, где люди вынуждены ходить в один туалет. Например Большой театр.

Кого только не встретишь в хостеле! Например циркачей из Кении - они остановились в Москве на три дня в ожидании белорусской визы. Точеные фигурки африканок радовали глаз других постояльцев, пока весь этот цирк не уехал. Фото: facebook.com

Кого только не встретишь в хостеле! Например циркачей из Кении - они остановились в Москве на три дня в ожидании белорусской визы. Точеные фигурки африканок радовали глаз других постояльцев, пока весь этот цирк не уехал. Фото: facebook.com

Не верь глазам своим

- К нам пришли представители прокуратуры, Роспотребназдора и пожарной охраны. Провели проверку. Написали в протоколе, что у нас нет, например, знака о запрете курения, - Евгений ведет меня к ресепшен. На стойке прекрасно виден знак, явно не только что прилепленный. - Точно так же у нас якобы нет договора с прачечной (мне показывают этот документ. - А. П.), профессиональных моющих средств, а у наших сотрудников - медкнижек. Эти трое подписывают протокол, я отказываюсь. Теперь жду вызова в прокуратуру. Вообще-то такая мелочевка - это по 10 тысяч штрафа за каждое нарушение. Но они стремятся довести дело до суда и по его решению приостановить нашу деятельность. Это значит, что мы не будем иметь права работать. Не выплатим аренду, и собственник расторгнет с нами договор. Все, мы закроемся.

- Почему же они против? Для развития туризма ведь хорошее дело.

- На государственном уровне к нам очень даже лояльны. Ольга Голодец недавно заявила, что никто не планирует запрещать хостелы, министр культуры Мединский говорит, что это нужно стране. В Питере правительство города прекрасно относится к малым средствам размещения. Так что это чисто московская проблема. А хотелось бы, чтобы столичные власти соблюдали федеральные законы.

Под протоколом, в котором написано, что этого знака о запрете курения нет, стоят подписи трёх чиновников

Под протоколом, в котором написано, что этого знака о запрете курения нет, стоят подписи трёх чиновников

- Есть закон о малых средствах размещения?

- Есть государственный стандарт, определяющий общие требования. Документ это не юридический, а технический, но от этого не менее официальный. Мы должны всех иностранцев в течение суток ставить на миграционный учет. Вести кассовую дисциплину. Нельзя селить людей в комнату без окна. При низких потолках нельзя ставить двухъярусные кровати. Мы эти требования соблюдаем. Ночлежки для гастарбайтеров - нет. Но мы есть в системах бронирования и на всех онлайн-картах, потому нас просто найти. А «резиновые квартиры» - сложно. Особенно когда их участковый крышует.

- Как выглядит идеальное, с вашей точки зрения, законодательство?

- Нужно признать, что эта деятельность возможна. Государство должно поддерживать хорошие качественные объекты и бороться с ночлежками. Сейчас идет процедура классификации средств размещения. После 1 июля без сертификата работать будет нельзя. Но мы рискуем до этого срока не дожить. Потому что нас уничтожат раньше.

- Желаю вам, чтобы этого не случилось.

- Хорошо бы. Мы ведь не просто дешево размещаем людей. Мои коллеги, например, предоставляют места подопечным фонда «Подари жизнь». Ребенок в больнице, маме надо где-то жить. Вот мы и селим. Бесплатно.

Любой праздник отмечают вместе, не задумываясь, с какой стороны света он пришёл. Фото: facebook.com

Любой праздник отмечают вместе, не задумываясь, с какой стороны света он пришёл. Фото: facebook.com

Не читал, но осуждаю

- Я одна из первых попала под этот молот, - говорит моя давняя приятельница Дарья, ведя закоулками в свой хостел, расположенный в самом центре. Вдруг со словами: «Какой дебил нарисовал на моей табличке граффити?!» - бросается оттирать рисунок влажными салфетками. - Еще в октябре ворвались, по-другому не скажешь, прокуратура, Роспотребнадзор и телевидение. Сказали, по коллективной жалобе жильцов. Меня ждать не стали. Я приехала на следующий день в прокуратуру, привезла все документы. Нам выписали четыре нарушения: отсутствие табличек о запрете курения и о графике работы, стирка постельного белья в хостеле (потому что у нас стоит небольшая машинка - жильцам трусы-носки постирать. А договор с прачечной их не убедил), ну и отдельный вход, как водится. Еще мне заявили, что я приторговываю машино-местами во дворе. Блин, да я бы приторговывала, будь у меня ключ от шлагбаума! Я ведь даже свою машину не могу к подъезду подогнать, чтобы разгрузить, когда закупаюсь. Но самое удивительное: прошу девушку - помощника прокурора показать жалобу жильцов. А она мне, честно глядя в глаза: «Мы сначала провели проверку, потом собрали жильцов, которые были дома, и уже досылом подписали эту жалобу». Меня это так обескуражило, что я даже перестала просить.

Должны были вызвать в Роспотребнадзор, где дело еще можно было решить без суда. Но не вызвали. На суде рассматривали уже два нарушения: стиралка и отдельный вход. Мы предлагали прекратить разбирательство, так как не видели протокола осмотра, я его не подписывала, жалобы тоже не видели. «Жалоба в деле, ваша честь», - говорит представитель прокуратуры. Ваша честь листает дело, не находит, пожимает плечами, да, мол, нету… Человек из Роспотребнадзора трясет невнятной фотографией, распечатанной на обычном принтере. Говорит, у вас пересечение потоков грязного и чистого белья, стирка в хостеле. Я им напомнила про договор с прачечной, который есть в деле, предлагала вызвать директора в качестве свидетеля. Никакой реакции. И только когда мы вышли из зала суда, я обратилась к этому товарищу: «Вы же видели, что в хостеле чисто, грязное белье нигде не валяется, чистое аккуратно сложено в закрытом шкафу». Он отвечает: «А я не был в вашем хостеле». И его показания суд принимает!

Рядовой вечер для жильцов: спортивные... Фото: facebook.com

Рядовой вечер для жильцов: спортивные... Фото: facebook.com

- А кто истец?

- Роспотребнадзор. Можно ведь было на первый раз обойтись штрафом или предупреждением, но нам дали «высшую меру»: 90 суток приостановления деятельности. Оцени формулировку - «приостановить деятельность помещения». Интересно, какую деятельность может осуществлять помещение? Мы подали апелляцию, но по ней уже несколько месяцев молчок.

Эту историю Дашка мне рассказывает на кухне хостела. Параллельно дает указания администратору, поясняет вновь прибывшим жильцам, что утром у них бесплатные завтраки, в том числе горячая каша - сваренная, а не растворимая. Тут же переходит на английский, выясняя у трех миловидных девушек из Словакии, отправляющихся в Нижний Новгород, понравилось ли им в Москве. Вдруг бежит к компьютеру, чтобы разобраться, почему система бронирования не рассылает клиентам персональные письма. Мне кажется, у нее восемь рук и три головы. Я знаю, что она устраивает по выходным мастер-классы по борщам, киселям и оладьям. Празднует с жильцами Новый год и Хэллоуин.

- Представляешь, заехала группа из Бразилии, - подруга показывает фото в телефоне. На нем чернокожие парни. - Один - с русско-украинскими корнями! Зовут Игорь Анатолий. Я их салом домашним угощала. Поначалу боялись, а потом ничего, распробовали. Или вот была дама, американка. Я думала, ей 70 с небольшим. Открыла паспорт - 83! Путешествует одна. Заселилась, на следующий день поехала в Сергиев Посад. Одна, на общественном транспорте! Вернулась, говорит, успею еще, пожалуй, в Третьяковскую галерею!

...или интеллектуальные игры. Фото: facebook.com

...или интеллектуальные игры. Фото: facebook.com

Дарья листает снимки и не может остановиться. О каждом у нее наготове история. Она живет этим. И я понимаю, что вопрос «на фига тебе этот геморрой?» не имеет смысла. Поэтому задаю другой.

- Зачем владельцам квартир сдавать их под хостелы? Это ведь дорогие квартиры. Чего не иностранцу за хорошие деньги?

- На всех иностранцев не напасешься. Тем более, сейчас провал, квартиры на аренду висят подолгу. И потом под мини-отель - дороже. Еще выгоднее сдавать под «массажный салон», то есть бордель, или подпольное казино. Еще недавно большинство многокомнатных квартир в центре такими и были. Сейчас спокойнее стало, почище.

О неприятностях, случавшихся в хостеле, неисправимая оптимистка Дарья рассказывает, широко улыбаясь. Как два дня канализация не работала, дом-то старый. Как сумасшедшая (это диагноз) женщина в момент весеннего обострения решила, что должна покончить с собой, выйдя из окна Танькиной гостиницы. Дама выжила, но сколько нервов потрепали правоохранительные органы сотрудникам?!

- Плохого все равно не избежать, но хорошего больше, - уверенно говорит подруга. Она не теряет надежды, что все наладится, и ей дадут спокойно работать.

Однажды через час после новогоднего боя курантов на пороге отеля появились парни из Туниса, которые учатся в Рязани. Их, разумеется, приютили, а утром администратор нашла вот эту записку: «Четыре тунисца. Мы хотели бы провести еще одну ночь здесь»

Однажды через час после новогоднего боя курантов на пороге отеля появились парни из Туниса, которые учатся в Рязани. Их, разумеется, приютили, а утром администратор нашла вот эту записку: «Четыре тунисца. Мы хотели бы провести еще одну ночь здесь». Фото: facebook.com

Справка

* Хостел - небольшая гостиница, вроде общежития. Это многокомнатная квартира, иногда выкупается целый этаж, подъезд или небольшое отдельно стоящее здание. Самые дешевые - номера (дормы) на 6 - 20 человек с двухъярусными кроватями. Бывают женские, мужские и смешанные. Комнаты на двоих дороже. Санузлы общие. Также общая кухня с холодильником, плитой, микроволновкой и прочей техникой. Чай, кофе, сахар бесплатные. Некоторые хостелы включают в цену простые завтраки. Непременно есть общая гостиная с библиотекой, играми, доступом в Интернет.