В сухом остатке. Когда в Средней Азии закончится вода, Россию накроет девятый вал миграции?

Засуха

В Кабуле через пять лет не останется питьевой воды. Совсем. Таков прогноз международной гуманитарной организации Mercy Corps. Но вообще-то, проблемы не только у Афганистана. А у нас с вами, и гораздо больше. Потому что в Средней Азии тоже заканчивается вода. Угадайте, куда побегут толпы из бывших советских республик, как только у них там все пересохнет окончательно? Особенно, если мы не введем визы, не ужесточим контроль и не перестанем раздавать социальные блага.

Примерно 20 % мировых запасов питьевой воды сосредоточено в России. Что важно - восполняемых. Мы даже не задумываемся, как это она может исчезнуть. У азиатских соседей вода скоро станет на вес золота. И вот почему:

Засуха 

Плевать на соседей

Афганистан как раз проблему свою взялся решать. Страна выгодно находится выше других по течению рек региона, и власти заявили, что будут действовать исключительно в собственных интересах, без оглядки на соседей. 90 % афганцев заняты в сельском хозяйстве, оно требует много воды. Поэтому талибы бросили все силы на строительство оросительного канала Кош-Тепа от постепенно мелеющей Амударьи, сейчас роют уже вторую очередь.

Работают по-простому, без укрепления берегов канала бетоном и гидроизоляции. Это значит, будут огромные потери воды, которая по пути просто уйдет в песок. Вдоль каналов и на близлежащих полях образуются солончаки. Землю придется промывать, и соленая вода потечет вниз по Амударье. Хуже всего придется Узбекистану и Туркмении - там уже начались проблемы с поливом на хлопковых плантациях.

Миссия выполнима

В разработке проекта канала Кош-Тепа участвовало агентство USAID. Оно же финансировало первый этап строительства. Оно же обучает в республиках Средней Азии будущих мигрантов - как проникнуть в Россию и сесть на шею налогоплательщикам.

Зачем? Все просто. Афганистан отжимает и без того исчезающую воду. В соседних странах начинаются вооруженные конфликты, болезни, эпидемии, голод, социальная нестабильность. Население валит в гостеприимную РФ. Создают террористические группы, везут наркоту, тянут деньги из социалки, обрушая экономику, и т.д. Заместительная миграция и развал России изнутри - то, чего Запад и добивается.

Засуха 

Имей в виду

Вот новый поворот

В среднеазиатских республиках одной рукой пишут в учебниках истории об оккупации Россией, другой - машут нам, мол, спасите-помогите, воды не хватает! Такая вот восточная хитрость. Нам все время напоминают о проекте переброски полноводных сибирских рек на юг.

Подобные идеи бродили еще в царское время. Ученые предлагали подумать об этом Иосифу Сталину - он отказался: в послевоенное время было не до того. Никита Хрущев тоже не вдохновился. А ведь с его затеей поднятия целины было бы неплохо подумать о мелиорации. Но он хотел быстрого результата, строительство каналов же растянулось бы не на одну пятилетку. Из экономических соображений отверг проект Леонид Брежнев, хотя власти Узбекской и Казахской ССР очень его продвигали - мол, это гарантия отказа от закупок импортного зерна.

Константин Черненко продавил проект на Пленуме ЦК КПСС в 1984-м. Многие считают: хотел запомниться масштабными делами. Но не успел даже запустить работы. А при Горбачеве проект похоронили, сославшись на вред для экологии. Очевидно, повод был другим: Михаил Сергеевич не собирался выстраивать долгосрочные отношения с братскими республиками. Зато подали красиво - дескать, не позволим гробить природу, мать вашу.

Впрочем, главная затыка была, конечно, в стоимости: в 1980-х проект оценивался в $40 млрд. Сейчас понадобилось бы $400 - 500 млрд.

Юрий Лужков 

Тем не менее в начале 2000-х московский мэр Юрий Лужков снова поднял вопрос о повороте сибирских рек. Немного модернизировал советский проект: мол, не будем разворачивать русла. Сделаем водохранилище, насосную станцию и отведем по каналу немного воды. Станем ее продавать. Двумя руками «за» голосовал тогда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Видимо, оба рассчитывали обогатиться на этом, очень уж упорно продвигали.

У Лужкова нашлись единомышленники в правительстве, но его не поддержали ученые. Отметили риск заболачивания земель на российской территории и высокую стоимость работ. Более простой способ предложил тогда зав. лабораторией гидрологии Института географии РАН Николай Коронкевич: не рыть глубокий канал, а проложить трубопроводы и гнать по ним воду без потерь. Однако Юрий Михайлович для себя перспективы в этом не увидел и проигнорировал план.

Кстати, если идея с трубопроводами реальна, почему бы не сделать это сейчас? Только продавать ценный ресурс по среднемировым ценам, без всяких скидок на былую «дружбу».