Директор и основатель программного комплекса для ресторанов и служб доставок еды рассказал, в чем смысл цифровизации в общепите и как будут развиваться информационные технологии в бизнесе в ближайшее время
Внедрение цифровых решений становится неотъемлемой частью развития бизнеса. По данным аналитиков консалтинговой компании Specter Consulting Group, 9 из 10 компаний малого и среднего предпринимательства внедряют цифровые технологии в бизнес-процессы. При этом высокого уровня цифровой зрелости достигли только 16%. Цифровизация меняет правила игры и становится необходимым условием сохранения позиций на рынке, независимо от отрасли, говорит Олег Фёдоров – основатель и директор российской компании «ФАКТ», которая занимается разработкой софта для ресторанов и служб доставок еды. Он создал уникальный программный комплекс, хорошо работающий в условиях цифровой экономики и способный адаптироваться к ее изменениям. Предприниматель рассказал, как IT-структура помогает ресторанному бизнесу.
– Олег, как опытный руководитель и основатель компании по разработке софта для ресторанного бизнеса, скажите, почему эта сфера нуждается в цифровизации?
– Цифровизация – это первый шаг к автоматизации, и практика показывает, что она сокращает издержки на 20–30% в отдельных кейсах и является даже основным вектором развития во многих известных компаниях. В первую очередь, становится меньше рутинных ручных процессов, сотрудники переключаются на более важные задачи. Применение цифровых технологий способствует повышению эффективности, улучшению качества обслуживания клиентов, расширению спектра услуг и масштабированию бизнеса. Автоматизация – ключ к выживанию и росту.
– Цифровая трансформация ресторанного бизнеса – довольно новое направление. Почему вы выбрали именно этот сегмент для разработки своего ПО?
– В свое время моя супруга вместе с друзьями открыла по франшизе службу доставки еды в пригороде Санкт-Петербурга. Мы часто обсуждали в семейном кругу этот бизнес, и я помогал в решении различных задач. Поработав и изучив основные аспекты этой сферы, мы поняли, что, применив мои знания в области автоматизации и цифрового маркетинга, можно вывести бизнес-процессы на принципиально новый уровень. Опыт работы с этой франшизой показал нам и обратную сторону бизнеса – он стал хорошим уроком «как делать не нужно». Вскоре запустили собственный бренд, где мы воплотили наше видение и подход. Несколько лет я совершенствовал внутренние разработки, а затем вынес их в отдельную компанию «ФАКТ» – продукт, который совмещает в себе «боли управленца» и проверенные на практике IT-решения.
– В отличие от большинства разработчиков ПО для ресторанов и служб доставки, вы знали эту сферу изнутри как управленец. Это помогло вам создать уникальную платформу, которая закрывает все бизнес-процессы в одной экосистеме. В чем ее суть?
– Это решение «всё в одном», не нужно тратить время и силы на интеграцию множества разрозненных программ. Сайт и мобильное приложение для приема заказов связаны с производством: заказы мгновенно отображаются в интерфейсах сотрудников. Модуль колл-центра позволяет быстро обрабатывать большой поток звонков. Производственные процессы мы оцифровываем по качественным и временным показателям – от готовки до сборки. Для поваров есть Android TV-приложение с функцией «умного шефа», которое повышает скорость и удобство приготовления блюд. Для сборщиков – планшет, минимизирующий ошибки комплектации. Для курьеров – отдельное приложение с навигацией, статистикой и системой премий. Для администраторов – удобный модуль с интеграцией касс и терминалов, картой курьеров и информацией о времени прибытия заказа. Мы также решили вопрос финансового учета: все наличные проходят через систему, что исключает путаницу с расчетами.
– Ваши цифровые инструменты и подходы уже использует крупная сеть ресторанов японской кухни. Как цифровизация помогает бизнесу?
– Плюсов много. Например, благодаря продуманному интерфейсу, кассир осваивает приложение за 15–20 минут вместо 2–3 дней как это было с предыдущим софтом до внедрения нашего продукта. Штат колл-центра уменьшается наполовину. Минимизация ошибок комплектации, экономия на логистике за счет исключения «довозов», ускорение выполнения заказов – все это напрямую влияет на прибыльность бизнеса. Клиентское приложение установили более 1 млн человек, свыше 150 тысяч пользуются сайтом ежемесячно, а система работает стабильно, практически без обращений в техподдержку. Как говорит мой партнер: «Мы создаем айфон, когда рынок еще пользуется кнопочными телефонами».
– Этот инструмент может масштабироваться?
– Конечно. Я вместе с командой намерен запустить «коробочный продукт» по модели ежемесячной платы (подписки) для рынка и дать возможность любому предприятию общепита внедрить FAKT CRM за несколько часов.
– Кроме сферы общепита, вы занимаетесь цифровизацией и в других отраслях, в частности, туристической, и создали городской информационный портал ALANYA GO, объединяющий всю необходимую информацию и сервисы для жителей и туристов в Алании, что повлияло не только на туристический бизнес, но и на экономику региона. За счет чего?
– Изначально был запрос на приложение для продажи недвижимости. Я предложил расширить идею до городского портала на трех языках: русском, английском и турецком, а недвижимость продавать в одном из разделов полезного приложения. Мне предложили хорошее долевое участие, и я взялся за реализацию проекта, от которого выигрывали все. Туристы получили удобные сервисы без языкового барьера, бизнес – новый рекламный канал, местные власти – рост турпотока и повышение привлекательности региона, инвесторы в недвижимость – удобный поиск объектов, создатели – доход от рекламы, комиссии с застройщиков и туроператоров. В городе с населением 400 тысяч мы достигли 60 тысяч установок за два года. Сейчас планирую масштабировать этот продукт в других странах.
– Вы начинали свою карьеру и по сегодняшний день оказываете услуги по поисковому продвижению сайтов, проводите обучение и семинары. Расскажите подробней об этой деятельности.
– Я более 15 лет являюсь исполнительным директором и стою у истоков развития digital агентства Seonity. Основной нашей специализацией является поисковое продвижение. За это время мы реализовали большое количество различных по масштабу бизнес-кейсов для своих клиентов. Также у меня есть опыт преподавания в Политехническом институте – филиале ВШЭ России, где я читал лекции по SEO. Я часто выступаю на семинарах, наряду с представителями «ВКонтакте» и «Яндекса», публикую научные статьи в «Вестнике Московского университета», Journal of Monetary Economics and Management и других авторитетных научных журналах.
– На основе 15-летнего опыта вы разработали методичку, описывающую пошагово, как построить SEO-отдел: от подбора команды до внедрения инструментов и продажи услуг. Для кого она предназначена?
– Изначально я ориентировался на мультиформатные агентства, но позже методика оказалась востребована и у диджитал-компаний. В 2025 году я внедрил два региональных диджитал-агентства и одно крупное рекламное агентство полного цикла. По моим «чертежам и наработкам» уже сегодня оказываются качественные услуги на рынке интернет-рекламы. Сказать честно, нет сейчас сил заниматься собственным маркетингом и упаковкой этого продукта, все силы уходят на FAKT CRM, но тот момент, что продукт рекламируется из уст в уста и пользуется спросом, меня, конечно, радует.
– В прошлом году вас пригласили в состав жюри премии AM Awards, где вы судили участников в семи номинациях. Чем интересно судейство для экспертов вашего уровня?
– Номинации, в которых я оценивал участников, были напрямую связаны с цифровыми услугами. У меня была возможность получить полную картину, над чем сегодня работают коллеги в финансовой сфере, рекламных агентствах, образовании и так далее. Были представлены интересные сайты, мобильные приложения, проекты цифровой трансформации и другие разработки. Это позволило мне не только оценить уровень работ, но и выявить актуальные тенденции в той или иной индустрии, понять, какие решения наиболее востребованы и перспективны. Также это способствовало обмену опытом и идеями с коллегами, что всегда полезно для профессионального роста и развития.
– Как, на ваш взгляд будут развиваться цифровые технологии в бизнесе в ближайшее время?
– Я полагаю, что произойдет массовое внедрение искусственного интеллекта для автоматизации рутинных задач и работы с клиентским опытом. Также преимущественными станут облачные технологии, которые сократят затраты бизнеса на IT-инфраструктуру. Мы будем наблюдать все более тесную интеграцию различных цифровых технологий, что приведет к созданию новых бизнес-моделей и возможностей как для разработчиков так и для пользователей, выиграют все!
Василий Черный