Проклятие Красного паровоза. По ночам под Павелецким вокзалом мечутся странные тени
Здание, выросшее среди болот и кожевнических мастерских, протянувшихся вдоль реки, выглядело монументально. Однако непонятно, кто автор проекта сей красоты. То называют ученика Врубеля, главного архитектора Общества Рязанско-Уральской железной дороги Николая Квашнина, то одного из авторов Рижского вокзала Юлия Дидерихса. В источниках фигурирует еще техник Санкт-Петербургского дворцового управления Александр Красовский. Вероятно, каждый из творцов приложил руку.
Почетный машинист
Сейчас площадь у вокзала носит одно с ним имя. Раньше называлась Зацепской. А в 1920-е ненадолго стала Ленинской. Именно на Павелецкий вокзал 23 января 1924 года из Горок в багажном вагоне доставили гроб с телом Ильича. Паровоз У127, тянувший вагон, за восемь месяцев до того был восстановлен на субботнике и выкрашен в революционный алый. Ленина объявили его старшим машинистом. А вскоре он умер. Но это была не первая жертва паровоза, изготовленного в 1910-м. И не единственная.
- В Гражданскую перегонявшие его из Оренбурга на ремонт в Москву машинист и помощник умерли от гриппа.
- Машинист Матвей Лучин, тот, что вез тело Ленина, долго смеялся над суевериями. После 13 лет работы на паровозе, в 1937-м, сбил царского орла с таблички на котле. Через несколько дней его арестовали, и он сгинул в лагерях.
- В 1938-м расстреляли наркома путей сообщения Яна Рудзутака, который незадолго до этого прокатился на Красном паровозе, а потом руководил его реставрацией.
Теперь «ушка» - главный экспонат музея Московской железной дороги, единственный представитель серии и самый старый сохранившийся русский пассажирский паровоз. Объект культурного наследия федерального значения, между прочим. Но когда пойдете смотреть, все же держите дистанцию. Мало ли что.
Погибшие души
В 1943-м открылась станция метро «Павелецкая». Задумывалась она как «Донбасская»: конструкции собирали в Днепропетровске. Но доставить их из оккупированного города не вышло.
Переход между кольцевой и радиальной станциями, самый длинный в столичном метро, проходит под вокзалом. И по ночам работники видят там странные тени. А мимо платформы проносится призрак состава старой конструкции с душами погибших метростроевцев внутри.
Кстати
- Есть версия, что название рязанского поселка Павелец произошло от слова «павел». На местном диалекте это «паук» («павук»).
- 24 июля 1921 года с Павелецкого вокзала в Тулу отправился аэровагон инженера-самоучки Валериана Абаковского. Чудо техники с мотором и винтом от самолета разгонялось до 140 км/ч. Но на обратном пути сошло с рельсов. Из 22 пассажиров погибли семь. Больше к идее аэровагона в советской России не возвращались.
- С Павелецкого вокзала можно доехать до Воронежа, Новороссийска, Астрахани, Адлера. И в аэропорт Домодедово - 45 мин, и вы на месте. Или прокатиться на туристическом поезде «Жемчужина Кавказа». За семь дней с апреля по октябрь посмотрите Майкоп, Нальчик, Грозный, Махачкалу, Дербент, Кисловодск и вернетесь в Москву. Цены, правда, кусаются - 58 тыс. руб. место в купе и почти 103 тыс. - в СВ. Зато сколько впечатлений!
- После реконструкции 2012 года исторические интерьеры вокзала сохранились в левом крыле.
- Павелец - поселок в 123 км от Рязани. В нем добыли камень для постройки храма Христа Спасителя (того, старого). В советское время было несколько заводов, сейчас ни один не функционирует. Работу дает только железная дорога. Население на 2025 год – 2,1 тыс. человек.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

