Женщины в Исламском государстве: как они там живут
Несколько месяцев назад Исламское государство (запрещенное в РФ) судило и осудило 28-летнюю россиянку Эльвиру Караеву за шпионаж в пользу России. На тот момент Эльвира была беременна. На днях появилась информация что Караеву казнили.
Есть версия, что исполнение приговора было отложено до момента, пока она не родила ребенка.
История развивалась так: ориентировочно Эльвира Караева примкнула к ИГ в 2015 году. Ранее девушка дважды осуждалась в России за участие в незаконных военных формированиях.
Из жизни Эльвиры известно, что она родилась в Карачаевске и до пяти лет жила с родителями. Затем родители развелись, и свою маму Эльвира больше не видела. Вскоре после развода отец умер, девочку воспитывала бабушка. Эльвира хорошо окончила школу, затем Северокавказскую государственную гуманитарно-техническую академию.
Примечательно, что еще в школе Эльвира вместе с сестрой посещала курсы изучения Корана (по настоянию бабушки). В студенческие годы Эльвира Караева стала общаться с мужчинами, исповедовавшими радикальный ислам и призывавшими к джихаду. С одним из них (чеченцем) она долго переписывалась. Связь прекратилась, когда корреспондента Эльвиры убили в спецоперации. На поминках в Чечне Эльвира Караева познакомилась с его другом, который находился на нелегальном положении. В 2007 году девушка заключила с ним мусульманский брак.
Со своим мужем она пробыла в лесу пять месяцев и родила ему дочь. Самого парня вскоре убили силовики, а его дальние родственники обвинили в этом Эльвиру. Без всяких доказательств: просто решили, что силовики вышли на их брата именно через невестку.
По каким-то пока неизвестным причинам Эльвиру Караеву начали считать агентом спецслужб. Однако такая репутация не помешала ей трижды выходить замуж за членов подполья.
Следующего мужа Караевой, Юнади, вскоре убили, а саму Эльвиру задержали в Урус-Мартане и осудили условно. А вот реальный срок она получила в 2012 году после спецоперации в поселке Мир Чегемского района Кабардино-Балкарии. На тот момент силовики уничтожили пятерых боевиков и жену одного из них, а Караева была ранена и задержана.
После приговора в Нальчике Эльвиру вывезли в Чечню на следственные действия. Боевики тогда решили, что девушку попытались завербовать. Третий муж Эльвиры Караевой, Алим Занкишиев (амир вилаята КБК), с которым она познакомилась в 2011 году, долго решался на брак, опасаясь слежки за невестой.
Занкишиева убили, когда Эльвира находилась в тюрьме. Примечательно, что в тюрьме она быстро вновь вышла замуж за сидевшего боевика.
После освобождения Эльвиру Караеву проверяли и доставали и полицейские, и боевики. В результате, она взяла дочку и уехала в Турцию. Далее девушка переселилась в ИГ, где снова вышла замуж за джихадиста Али из Кабардино-Балкарии.
Предположительно, Исламское Государство изначально с момента прибытия подозревало Эльвиру Караеву в шпионаже. Северокавказские боевики могли быстро передать всю информацию о девушке в службу контрразведки ИГ (амният).
Когда Эльвиру задержали, девушка все отрицала. Однако боевики из Ингушетии прислали запись, якобы доказывавшую ее вину (предположительно, разговоры с оперативниками во время допросов). В результате девушку приговорили к смерти за сотрудничество со спецслужбами России. Дети Эльвиры остались в ИГ.
Эксперты говорят, что очень маловероятно, что Эльвира шпионила в ИГ в пользу России. Хотя очень вероятно, ее пытались вербовать силовики (вербуют почти всех задержанных женщин из этой среды). Ее мужья погибали, а она выживала, и потому вызывала подозрения.
Также эксперты отмечают, что каналы связи в ИГ жестко контролируются, а выезжать за его пределы женщине практически невозможно. Сложно представить себе, что Эльвира приехала в ИГ со столь опасной миссией, взяв с собой дочку. Скорее всего, кто-то намеренно оговорил ее, или люди в «амнияте» попытались «раскрыть дело», отчитаться за результат и получить премию (по некоторым данным, до пяти тысяч долларов за дела по шпионажу).
В последнее время радикально настроенные мусульманки из России довольно часто переселялись в ИГ. Молодые женщины романтизируют джихад и едут выйти замуж за моджахеда. Чаще всего это девушки из бедных семей или сироты. Едут также вдовы устроить свою жизнь заново: они знают, что в ИГ есть институт социальной защиты для женщин.
В России жизнь вдов боевиков и женщин, чьи мужья осуждены за преступления, очень тяжела. C них не сводят глаз силовики, их регулярно задерживают, допрашивают и обыскивают. Женщины в отчаянии: попытки найти работу или снять квартиру они наталкиваются на почти непреодолимые препятствия; у детей возникают проблемы в школе; многие не получают государственные пособия на детей и с трудом борются за выживание. В ИГ же напротив не хватает русскоговорящих жен, и Исламское государство активно ждет невест из России. Но и там жизнь страшна и жестока.