Зачем психолог Асмолов «взорвал» советскую школу

Александр Асмолов

Кажется, российская школа начинает потихоньку выздоравливать. По крайней мере, увеличение с этого учебного года числа часов, выделенных на уроки истории, не может не радовать. А то растили Колей из Уренгоя, для которых слова «родина» или «патриотизм» были ругательными. Зацикленных на «детских травмах», которые надо прорабатывать, и озабоченных лишь моделью смартфона.

И дело не в том, что поколение не то. Конкретные люди намеренно уничтожали систему советского образования, превращали школу в поле для извращенных экспериментов, а наших детей - в идеальных потребителей.

«Однажды Александр Асмолов взорвал школу. Всю совковую школу с ее коммунистической педагогикой», - так начиналась статья в «Огоньке» 2000 года. Ее герой умудрился удержаться на должности заместителя при четырех министрах образования. Он вообще всегда удачно пристраивался. Так что имел возможность протаскивать свои и своих подельников идеи. Это психолог Асмолов и компания стояли за внедрением образовательного стандарта, от которого стонали все учителя, тупого натаскивания на тесты, ЕГЭ, ОГЭ и прочих гэ.

Забытая история

Как только развалился Союз, за наших детей взялся дядюшка Сорос. На его деньги были напечатаны новые школьные учебники - в первую очередь по истории. Следовало вызвать отвращение к советскому периоду. Тогда и появилось презрительное «совок», а негативные явления раздули до вселенских размеров. Выходило, будто кроме репрессий, дефицита, очередей и ходьбы строем, ничего в СССР не было. И советская школа - тупая уравниловка и усредниловка, а не социальный лифт для ребенка из любой семьи. Чтобы закрепить этот бред, часы на историю, особенно на отечественную, резко сократили.

Господа реформаторы добились отмены школьной формы - как символа одинаковости. Почему-то закрыв глаза на то, что во многих западных странах, на которые они так любили кивать, дети учатся в форме, и ничего.

Но главное было, конечно, не в этом. Александр Асмолов изобрел термин «вариативность» и уже больше 30 лет носится с ним, как курица с яйцом. Что это значит? А то, что дети разные, поэтому развивать их надо по-разному. Кого-то отправить в лицей или гимназию (желательно платные), где лучшие учителя будут учить по продвинутой программе. Других оставить в районной школе, максимально урезав ей финансирование, потому что на фига образовывать быдло. Да-да, он разделил всех детей на группы, якобы по генетическому признаку: избранные (одаренные), пролетариат и крестьянство (середнячки), обслуживающий персонал (читать-писать научатся, и ладно).

Кроме того, вариативность предполагает разделение предметов на обязательные и не очень. Скажем, иностранный язык необходим, а история и русская литература - не особо, и на них отводили меньше часов. И вообще, по Асмолову, следовало обучать детей неким навыкам адаптации, построения собственной карьеры и лавирования в различных ситуациях. Проще говоря, думай только о себе, стране ты ничего не должен, устраивайся там, где лучше кормят.

- Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну именно потому, что вариативное образование дает выбор вариантов жизни, - радовался Асмолов.

Без вины виноватые

Человек, долгие годы убивавший наше образование, и сейчас заведует кафедрой психологии личности на психфаке МГУ, руководит школой антропологии при РАНХиГС и еще кучей организаций, а также входит в Общественный совет Российского еврейского конгресса (разумеется, израильский паспорт у него имеется).

В марте 2022-го Асмолов громко потребовал «прекратить военные действия на территории Украины». А через некоторое время рассказывал в интервью, что все русские поголовно испытывают чувство вины за действия России. Советовал не скрывать эти эмоции, потому что именно они помогут изменить ситуацию. При всем этом Асмолов даже не иноагент.

Мозги текут

Сборная России досрочно выиграла Всемирную шахматную олимпиаду среди юношей, а с международных олимпиад по математике, физике, информатике, биологии и прочим школьным предметам наши регулярно привозят по несколько золотых, серебряных и бронзовых медалей. Казалось бы, вот доказательство того, что и нынешнее образование правильное.

Однако, во-первых, это дети из лицеев и гимназий, куда простому смертному, будь он хоть трижды одаренный, не пробиться. Во-вторых, уже там, на этих самых олимпиадах, их обрабатывают представители разных стран, обещая самые сладкие условия поступления в вузы и дальнейшей работы.

Так что дети-то у нас умные. Но куда они потом деваются? Где великие открытия, лучшая в мире техника или хотя бы без сбоев работающие компьютерные программы, написанные нашими умельцами? Не видно. Потому что многие юные мозги утекают через границу.