Непыльная классика: как Анастасия Попова приобщает слушателей к академической музыке

Непыльная классика: как Анастасия Попова приобщает слушателей к академической музыке
Анастасия Попова
Молодая пианистка, композитор, преподаватель учит слушать музыку и собственное я

Молодые люди интересуются академической музыкой, вопреки расхожему представлению о том, что концертные залы стремительно пустеют. 48% тех, кто слушает классику, – миллениалы, а 19% – представители поколения Z. Лишь треть меломанов, посещающих филармонические концерты, принадлежат к более старшим поколениям, показывают результаты недавнего глобального исследования Statista. Академическая традиция жива – во многом благодаря молодым исполнителям и композиторам, которые умеют сделать ее актуальной и интересной своим сверстникам. К числу таких редких музыкантов относится Анастасия Попова — выпускница Московской консерватории, лауреат международных фортепианных конкурсов, композитор, педагог. Ее концерты превращаются в эмоциональный диалог с аудиторией, а собственная музыка строится на синтезе академического языка и современных электроакустических средств. Мы поговорили с Анастасией Поповой о ее пути, чтобы узнать, как жанровые эксперименты и нестандартные педагогические практики помогают молодым музыкантам сохранять классическую традицию и привлекать к ней новых слушателей.

Концерт в Карнеги-Холл

Погружение в мир «серьезной» музыки требует интеллектуальных усилий и терпения. Человек без опыта слушания может считать классику безнадежно устаревшей и искренне не понимать, зачем идти в концертный зал. Такие исполнители, как Анастасия Попова, помогают менять представление о классике: в её исполнении академическая музыка предстает искусством, которое доступно и близко любому человеку.

С раннего детства Анастасия воспитывалась в насыщенной музыкальной среде. Она с отличием окончила Детскую музыкальную школу №73 имени Власенко в Москве, затем Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского и наконец, опять же с красным дипломом, – саму консерваторию, где ее учителями были лучшие музыкальные педагоги страны.

По словам преподавателей, через классы которых проходят самые одаренные юные пианисты России и не только, даже в таком блестящем окружении Анастасия Попова выделялась талантом, ранней профессиональной зрелостью и готовностью постоянно совершенствовать свой дар. Как вспоминают учителя, ее мастерство не ограничивалось способностью брать нужные ноты – она всегда знала, как завладеть эмоциями слушателей и погрузить их в захватывающие музыкальные ландшафты.

Исполнительский талант Анастасии принес ей заслуженное международное признание. Победы в таких престижных, уважаемых в мире классической музыки, конкурсах, как Crescendo International Music Competition (2020, 1-я премия) и Golden Classical Music Awards (2020, 1-я премия), подарили молодой пианистке возможность выступить перед публикой в Карнеги-Холл – самом, пожалуй, узнаваемом концертном зале мира, на сцену которого в свое время выходили Чайковский, Малер и другие великие. Среди достижений Анастасии также призовое место International Music Competition "Mozart" и участие в финалах ряда европейских фортепианных состязаний.

Сегодня в репертуаре пианистки — сложнейшие сочинения Баха, Бетховена, Шопена, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева. Эксперты отмечают в ее исполнительской манере такие черты, как техническая виртуозность, чувство исторического контекста, психологизм и эмоциональность при отсутствии внешних эффектов. Способность быть чутким посредником между композитором и слушателем при отказе от каких бы то ни было попыток самоутверждения позволяет Анастасии создавать музыкальные пространства, одинаково увлекающие и профессионалов, и тех, кто впервые оказался в концертном зале.

«Одна из моих главных целей — сделать классическую музыку ближе и понятнее для современной аудитории, особенно для молодёжи», – признается пианистка.

Представительница прославленной русской фортепианной школы и одновременно музыкант XXI века, Анастасия Попова продолжает и развивает академическую традицию. Благодаря таким исполнителям классика продолжает звучать, меняться и оставаться живой.

Гибридный стиль

Сегодня, когда границы между искусствами и жанрами стираются и музыка всё чаще превращается в мультидисциплинарное высказывание, важным качеством композитора становится умение говорить на языке, сочетающем экспериментаторство со знанием основ. Анастасия Попова именно такой автор: ее музыка живет в настоящем, не теряя связи с традицией.

Писать музыку Анастасия начала с семи лет. Переломным моментом, вспоминает она, было знакомство с творчеством Римского-Корсакова, который произвел на девочку такое впечатление, что она решила сочинить оперу в попытках создать собственную вселенную звуков и образов. Свой сегодняшний композиторский стиль Анастасия Попова называет гибридным. В её партитурах классическая гармония соседствует с электроакустическими эффектами, полиритмией, шумами и виртуальными VST-инструментами.

Одним из наиболее значимых своих сочинений Анастасия считает токкату для фортепиано и гитары, работа над которой стала для нее творческим вызовом. Гитара была для молодого композитора совершенно новым инструментом, так что пришлось изучать неизвестную технику. Но главная сложность заключалась в том, что в истории музыки, говорит Анастасия, ей никогда прежде не доводилось встречать примеров такого сочетания жанра и инструментов. Эксперимент был смелым, но результат того стоил – Анастасии удалось создать по-настоящему оригинальное, не имеющее аналогов произведение.

«Когда я услышала, как это звучит вживую — именно так, как я задумала — мурашки побежали по коже, – признается Анастасия. – Было ощущение, что я действительно сделала что-то своё».

Свидетельством творческой состоятельности молодого композитора можно считать тот факт, что ее партитуры опубликованы в двух крупнейших музыкальных онлайн-библиотеках – архиве Бориса Тараканова, главном российском проекте по сохранению нотного наследия, и IMSLP (International Music Score Library Project), где хранятся сочинения ведущих композиторов мира. В этих архивах представлены, в частности, токката и двухчастная соната для фортепиано Анастасии Поповой.

Еще одно доказательство художественной ценности сочинений композитора –  тот факт, что ее музыку охотно исполняют талантливые музыканты, например лауреаты международных конкурсов скрипачка Таисия Зинова, живущая в Австрии, и гитарист из Германии Озан Коскун. Сотрудничество со столь яркими солистами, говорит Анастасии, – настоящее сотворчество, в котором ее музыка обретает плоть и голос.

Как композитор Анастасия Попова также активно участвует в международных конкурсах. Особенно интересными она считает конкурсы киномузыки, которые позволяют не просто придумать саундтрек, а стать соавтором смысла. Выступления в программах Berlin International Film Scoring Competition (2024), Score Relief (2021), Pannonia Film Music Competition (2020), по словам Анастасии, дали ей возможность ощутить себя частью большого кинематографического языка и попробовать силы в искусстве импровизации.

Сегодня Анастасия Попова работает над масштабным высказыванием о времени, в котором мы живём.

«Пишу симфонию — о насущном, о том, что витает в воздухе, но не всегда оформляется словами. Материал даётся непросто, требует тишины, честности и внутренней концентрации, но это важная для меня работа», – рассказывает она.

Сотрудничество с яркими музыкантами, приглашения на фестивали, партитуры в международных архивах – все это говорит о том, что Анастасия Попова превращается во все более интересно мыслящего автора и уверенно движется в сторону серьёзной академической карьеры.

Глубоко, не не скучно

Далеко не каждый успешный музыкант способен преподавать, тем более детям, которые растут в атмосфере клипового мышления и поверхностных впечатлений. Анастасия Попова знает, как научить начинающих пианистов слышать – причем не только музыку, но и свое внутреннее я.

Подопечным молодого педагога – от 6 до 16 лет, и все они требуют индивидуального подхода, вовлеченности и креатива.

«Заставить ребёнка заниматься музыкой нереально, — убеждена Анастасия. — Его можно только вдохновить. Сделать так, чтобы загорелись глаза и появилось желание играть».

Молодая преподавательница опирается на серьёзную психологическую и педагогическую базу, полученную в Московской консерватории, где ей привили иммунитет против шаблонов. Принцип Анастасии в собственной работе с детьми – глубоко, но ни в коем случае не скучно. Она часто использует нестандартные приёмы и технологии, делающие урок живым, помогающие развивать у детей музыкальный вкус и эмоциональный интеллект.

«Например, работая с малышами, прячу игрушку, и ребенок должен по моей импровизации догадаться, где искать. Веселая музыка – “горячо”, грустная – “холодно”, – объясняет преподавательница. – Или, если ребенок смелый и готов к импровизации, предлагаю ему изобразить на инструменте какое-нибудь животное, чтобы я могла угадать его».

Отдельная часть педагогической работы Анастасии Поповой – ее проекты со студентами, цель которых – объединить академическую музыку и возможности искусственного интеллекта, чтобы увлечь молодежь попыткой создания нового звука. Таким был не имеющий аналогов хакатон «Анализ и визуализация графов знаний на платформе тераграф CLOUD», который Анастасия организовала и провела в МГТУ имени Баумана в 2023 году.

По признанию Анастасии, преподавание для нее больше чем ремесло: это обмен энергией, источник вдохновения и собственного развития как музыканта. То, что в педагогике она также на своем месте, подтверждается признанием профессионального сообщества: Анастасия Попова член таких престижных объединений, как Российский музыкальный союз, Music Teachers National Association (США), Ассоциация деятелей культуры и бизнеса «Я — Лидер».

Молодой, но уже сложившийся музыкант, Анастасия Попова объединяет в себе исполнителя, композитора, педагога, и в каждом из этих качеств демонстрирует зрелость, глубину и собственный почерк. Ее признание на международной сцене, публикации в музыкальных архивах, работа с детьми и масштабные авторские проекты говорят о том, что она не просто продолжает традицию, но и формирует будущее академической музыки.

Василий Черный



*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов