Мы платим за похороны в три - пять раз больше их реальной стоимости

Ужесточить миграционное законодательство и ввести визовый режим со среднеазиатскими республиками - такие требования звучали сразу после инцидента на Хованском кладбище

Москва. Полдень, майская суббота - посетителей на Хованском кладбище много: пришли прибраться, покрасить после зимы оградки, посадить цветы. Вдруг раздаются выстрелы, крики, ругань. Люди бросаются на землю, прячутся за памятниками. По словам очевидцев, пролежали они около двух часов, пока охранники не вывели с территории. Позже станет известно, что в кровавой битве на погосте сошлись таджики, нелегально там работавшие, и представители криминальной этнической группировки. Основная причина битвы, в которой есть погибшие и раненые, - огромные деньги похоронного бизнеса.

Ужесточить миграционное законодательство, ввести визовый режим со среднеазиатскими республиками и усилить охрану кладбищ - такие требования звучали сразу после инцидента. Безусловно, это нужно делать. К сожалению, проблема не только в мигрантах. Похоронный бизнес почти не контролируется государством, а деньги в нем крутятся колоссальные. Единственное госпредприятие «Ритуал» выполняет только десять процентов работ, остальное отдано частным конторам. А те правдами и неправдами выжимают деньги из убитых горем родственников. И бороться с этим никто не хочет. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы провести проверки похоронных контор, ввести прейскурант, заставить соблюдать его. И покончить с коррупцией в этой сфере разом, как это было с незаконно построенными ларьками. Однако власти не торопятся защищать своих граждан.

Сотрудники погостов страшнее призраков. Фото с сайта joyreactor.cc

Сотрудники погостов страшнее призраков. Фото с сайта joyreactor.cc

Морги воруют трупы

Мне повезло: у меня в похоронном бизнесе есть свой человек. В обмен на обещание не раскрывать его имя и место работы он рассказал, что происходит на каждом этапе проводов в последний путь:

- Допустим, человек умер дома. Его родственник звонит в «скорую» или полицию. Практически сразу раздадутся звонки на его телефон и в дверь квартиры. Скажут, я представитель мэрии, патриархии, муниципалитета, департамента здравоохранения - чего угодно. Мол, мы сейчас все организуем. Называются представителями, сулят самые низкие цены.

- Кто сливает информацию?

- Все. Первая информация идет с пультов «скорой» и полиции. Дежурный полицейский звонит своему агенту, группа, которая поехала на вызов, или участковый - своему. «Скорая» тоже сообщает «подопечным». В результате на пороге квартиры усопшего сталкиваются лбами несколько агентов. Редкий родственник выдерживает эту массированную осаду. Так что частенько к приезду службы транспортировки (это единственная в цепочке бюджетная организация, за услуги которой родня не платит) тело уезжает в коммерческий морг.

- Как это - коммерческий?!

- Так. У нас ведь есть ведомственные и частные больницы. При них есть морги. Они хотят получить как можно больше трупов, извини за цинизм. Ведь за каждый платит родня. Вот агенты и разыгрывают целые спектакли. От их таланта, от того, как они родственникам это все представят, зависит их процент. А слившие информацию свое уже получили: 15 - 20 тысяч рублей за одного покойника. Вот тебе первая накрутка. Дальше человек приходит в морг. Ему, почесав затылок, говорят: услуги стоят 29 тысяч рублей. А он им: у меня зарплата 15 тысяч… Поспорят пару часов, ему за эту пятнашку и сделают. И это в государственном морге.

- Но ведь там и так только минимальные услуги: обмывание и одевание тела, укладывание в гроб и вынос в траурный зал - бесплатны.

- Бесплатными услугами можно обойтись, только если все равно, как тело будет выглядеть, - закопали, и ладно. Большинство будет платить. Дальше - кладбище. Придет человек в контору, скажет, мне к такому-то числу нужно выкопать могилу. Ему говорят: по прейскуранту это стоит столько. Он оплачивает и идет с могильщиком показать, где копать. И вот на месте «обнаруживается», что все непросто и за то, чтобы сделать нормально, нужно доплатить 15 - 30 тысяч. Тут от наглости землекопа зависит.

Любой каприз за ваши деньги: хоть гроб с гербом, хоть позолоченная ёмкость для праха

Любой каприз за ваши деньги: хоть гроб с гербом, хоть позолоченная ёмкость для праха

Чулок с парой миллионов

- Вот живут два одиноких пенсионера с пенсией по семь тысяч у каждого. Умер дедушка. Что делать бабушке, откуда деньги брать?

- Просто по опыту: 99 процентов таких бабушек достают чулок с парой миллионов. Но возьмем бабушку, которая о «гробовых» не позаботилась. Есть субсидия. В Москве это чуть меньше 17 тысяч рублей. На гроб, минимальные услуги санитаров морга, транспорт, копку могилы или кремацию.

- Не хоронить же в кривом деревянном ящике!

- Тогда копите деньги. На данный момент очень скромно, но пристойно - 60 - 70 тысяч рублей. Без покупки нового места на кладбище. При том, что себестоимость - тысяч 20.

- Государственные агенты есть? Я видела какой-то единый номер для звонков в таких случаях.

- Это просто номер колл-центра, который распределяет заказы. Нет никаких государственных агентов, госрасценок. Каждый устанавливает свои цены.

- Может, без агента обойтись?

- Это, пожалуй, из области фантастики. Ты же не будешь сама строгать гроб?

- Я его куплю и сама отвезу в морг.

- Ты купишь его в одном из агентств, никто другой ими не торгует. Ведь агент - это продавец, получающий долю от суммы сделки. Основная его задача: продать гроб, венки, транспорт, одежду, постель в гроб, кресты и прочее. Обещает договориться, ускорить процесс - это ерунда, сейчас все просто. Свидетельство о смерти выдают в МФЦ за десять минут. Но на покупке ритуальных принадлежностей не выгадаешь. В магазине ты купишь с наценкой. Агент возьмет на производстве. Общая сумма расходов будет примерно одинаковая.

Испанская компания продаёт специальные урны, а к ним семена деревьев. Насыпаете прах, чуть земли, и рассада готова. Далее можно высадить сосну, клён, дуб или ясень в грунт хоть на погосте, хоть в лесу

Испанская компания продаёт специальные урны, а к ним семена деревьев. Насыпаете прах, чуть земли, и рассада готова. Далее можно высадить сосну, клён, дуб или ясень в грунт хоть на погосте, хоть в лесу

Битва за клиента

- Значит, сэкономить никак?

- Некоторые умудряются. Заказывают в условном Брянске гроб, автобус. Даже с учетом перегона в Москву выходит дешевле. В случае кремации, правда. За выкапывание могилы все равно придется раскошелиться.

- А если с агентом поторговаться?

- Бесполезно. Он приезжает с папкой, в которой написаны все цены. Человек он подневольный, не он их придумал.

- Но если их трое на пороге? Сказать, я с другими поговорю.

- Желательно еще в пяток контор позвонить, провести, так сказать, маркетинговое исследование. Конечно, в состоянии шока мало кто на это способен.

- То есть положение безвыходное, если государство не вмешается?

- Именно так. Это в СССР был только государственный «Ритуал». После развала страны стали появляться коммерческие фирмы. Один придумал платить за информацию «скорой», другой - трупоперевозке. Началась «гонка вооружений», которая переросла в открытую войну. Агенты бьются за клиента в прямом смысле слова. Доходит до драк в квартире, машины друг другу битами колотят.


Чтобы оградку не выкапывать

Слова моего собеседника подтверждает рассказ коллеги, похоронившего недавно отца:

- Пришел я на Митинское кладбище в Москве, участок у нас там уже есть. Прейскуранта не было, мне просто сказали: 20 тысяч. Заплатил. Пошли к участку, и тут могильщик «выдает», мол, тут сложно все, придется оградку вынимать, потом вкапывать. Давай еще 15 тысяч, сделаем аккуратно. В момент похорон выяснилось, что по длине раскопали недостаточно, процессия ждет, они докапывают. Там у нас тоже таджики работают. И русский бригадир. Причем если нужно что-то по уходу за могилкой, таджики говорят: «Не надо через бригадира, это долго, плохо и дорого. Ты нам скажи, мы тебе быстро сделаем и дешевле».

Рис. Васи ЛОЖКИНА

Рис. Васи ЛОЖКИНА


Цена вопроса

На сайте ГБУ «Ритуал» есть таблица с ценами на услуги*. Это единственный прейскурант, который можно найти в Интернете. По конкретным кладбищам предлагается обращаться к их руководству.

* Рытье могилы для гроба и захоронение умершего на вновь отведенном земельном участке кладбища: 9 070/10 880

* Рытье могилы для гроба и захоронение умершего в родственную могилу: 10 220/12 260

* Рытье могилы для гроба, укрытие стен и краев могилы специально оформленной тканью, оформление могилы специально подготовленными ветками из хвойных пород деревьев (100 веток) и захоронение умершего: 18 230/20 270

* Захоронение урны с прахом в склеп в землю: 2 630

* Захоронение урны с прахом в нишу колумбария: 650

* Цены указаны в рублях, на летний (1.05 - 31.10)/зимний (1.11 - 30.04) периоды.


Опекай или покупай

По закону гражданам РФ участок на кладбище предоставляется бесплатно. Оплачивать нужно комплекс услуг по захоронению и подготовку участка. Однако в Москве лишь два - Домодедовское и Перепечинское - кладбища имеют статус открытых, где можно получить участок. На всех остальных можно хоронить только в родственную могилу или урну в колумбарий. Впрочем, иногда и на закрытых кладбищах образуются новые места: после перепланировки территории например. Тогда эти участки продают. Цены варьируются от 500 - 700 тысяч рублей на кладбищах за МКАД до 10 миллионов в черте города. Официальных цен нигде нет, все вопросы выясняются в личном порядке с руководством погостов. Недавно ввели еще одну услугу: если могила признана бесхозной, можно оформить над ней опеку. Поддерживать участок в приличном виде и получить за это право быть погребенным на нем.


Были бы деньги - никто бы не воевал

Мы привыкли обижаться и ругать людей, которые, как нам кажется, нагревают руки на нашем горе. Что творится внутри этого закрытого, в общем-то, бизнеса, нам рассказал глава профсоюза работников ритуальных служб Антон АВДЕЕВ.

- То, что произошло на Хованском кладбище, сильно напоминает разборки 90-х годов. С одним отличием: наемные бойцы, напавшие на работников кладбища, не только не получили денег, но еще и ответят за драку.

Конфликт произошел вскоре после смены директора. Очевидно, что работавшие здесь долгие годы выстроили систему взаимоотношений с прежним начальством. С его уходом система рухнула, а новую наладить не успели. Были бы лишние деньги - их достали бы, и никто бы не воевал. Но сейчас лишних денег ни у кого нет. Похоронный бизнес стал убыточным. Многие жалуются: как только случается горе, тут же коршунами слетаются агенты. Но это их бизнес, иначе они не выживут. Отсюда и коррупционная схема, связанная со Скорой помощью, органами ОВД и т.д. Другого выхода у представителей похоронного бизнеса просто нет - они оказались заложниками рыночной ситуации.

Дальше будет хуже. Если обнищание населения продолжится, лет через десять людям придется перейти на самообслуживание.

Сейчас звучит предложение выгнать мигрантов с кладбищ. А кто будет копать могилы, устанавливать памятники? ФМС? Или вы сами? У вас есть навык перемещения многотонной плиты? Конечно, можно взять русских, но нужно понимать: условному таджику платят мало, потому что он живет в деревянном домике в районе свалки. А русский - в городе с семьей. И если ему не заплатят, он уйдет.

- Кто эти люди, которые звонят и предлагают захоронения по 200 тысяч рублей?

- По-вашему, 200 тысяч - это много? На сайте Правительства Москвы в постановлении, подписанном мэром, вам предлагают заплатить от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей за право на захоронение. Заметьте, не за место, а только за право, так как земля для погребения умершего по закону предоставляется бесплатно и она не становится вашей собственностью. Такие вот юридические «бантики». Таким же крючкотворством можно считать термин «семейные (родовые) захоронения». Хотя никто не может сказать, чем семейные (родовые) отличаются от обычных захоронений. И на них, и на обычных местах подзахоранивать можно только родственников. Зато за большие деньги теперь разрешают хоронить на закрытых кладбищах. Раньше продажа таких мест считалась преступлением, а теперь нет.