Руководитель направления романо-германской филологии раскрыла секрет, который помог тысячам людей заговорить на новом языке за минимальное количество времени
С апреля в России действуют новые правила – в школы запретили принимать детей мигрантов, которые не знают русского языка, поэтому каждый такой ребенок должен пройти обязательное тестирование перед приемом в учебное заведение. Те, кто не сдаст экзамен, останутся за бортом образовательной системы. Вопрос стоит остро: как быстро и эффективно обучить языку тысячи людей? Ответ на него нашла Анастасия Захватова – филолог, мультилингв, руководитель комплексного образовательного управления романо-германской филологии языкового центра “Мандарин”, советник Российской Академии Естествознания и номинант международной образовательной премии Лондонской Школы Цифрового Бизнеса 2025 года. Около 94% ее учеников смогли успешно освоить язык за короткий срок.
Почему так сложно учить мигрантов русскому языку
Обучение русскому как иностранному одна из самых сложных задач в современной педагогике. Мигранты приезжают из стран с разными языковыми системами, разным уровнем образования, разными культурными традициями. Взрослым нужно быстро начать работать, а детям одновременно осваивать язык и школьную программу.
Традиционные методики предлагают всем одинаковый набор: учебники, диктанты, грамматические упражнения. Но люди воспринимают информацию по-разному. Кто-то лучше запоминает через зрительные образы, кто-то на слух, а кому-то нужно все «пропустить через руки». Когда метод обучения не совпадает с типом восприятия, результаты оказываются минимальными.
«Традиционное образование не успевает за скоростью перемен, – размышляет Захватова. – Мигранту некогда тратить годы на изучение языка по старым учебникам. Ему нужен результат здесь и сейчас».
Захватова предложила разделить учащихся по типу восприятия информации и для каждой группы создать свою программу.
«Каждый мозг – это уникальная операционная система, – объясняет Захватова. – Нужно говорить с мозгом на его родном языке восприятия».
Методика строится на простом принципе: сначала определяется, как человек лучше усваивает информацию, затем обучение выстраивается именно через этот канал. Визуалы работают с инфографикой и схемами. Аудиалы слушают подкасты и участвуют в дискуссиях. Кинестетики разыгрывают сценки и выполняют практические упражнения.
Дифференцированное обучение с учетом типа памяти и культурных особенностей становится социальным лифтом для тысяч людей, помогая им быстро интегрироваться в новую языковую среду, уверена педагог.
Цифровой помощник вместо строгого учителя
Определить то, как человек воспринимает информацию, это только полдела, считает Анастасия. Современные педагоги имеют множество инструментов: мультимедийные презентации, онлайн-платформы, мобильные приложения. Но как правильно их использовать для каждого конкретного ученика?.Захватова соединила персонализацию с возможностями искусственного интеллекта. В ее методике цифровые технологии не просто дополняют обучение, а адаптируют его под каждого студента в режиме реального времени.
«Цифровой помощник это не замена учителю, – уточняет эксперт. – Педагог дает душу процессу, создает атмосферу, мотивирует. Технология берет на себя рутину: отслеживание прогресса, подбор материалов, корректировку программы. Это симбиоз, а не конкуренция».
В таком симбиозе ученики забывают, что такое языковой барьер, теряют страх ошибиться, а средний срок достижения разговорного уровня сокращается с восьми до пяти месяцев.
Научная база для работы с мигрантами
Методика Захватовой не просто практические наработки, а научно-обоснованный подход к обучению людей с разным языковым и культурным бэкграундом.
В 2016 году Захватова опубликовала методическое пособие «Методика быстрого освоения иностранного языка с использованием дифференциации учащихся по типу памяти и с учетом их культурных особенностей с целью полной интеграции в общество и адаптации к новой среде с использованием программ на основе искусственного интеллекта и включающую в себя персональный подход к каждому ученику». Именно эта разработка стала основой для всей дальнейшей работы с мигрантами.
Теоретическую базу своего подхода Захватова представила в серии научных публикаций. В журнале «Вестник Науки» вышли статьи «Использование метода дифференциации учащихся по типу памяти при изучении иностранных языков» и «Роль преподавателя в языковом центре нового типа». В Евразийском Союзе ученых опубликована ее работа «Уникальность метода дифференциации по типу памяти учащихся и его использование для изучения иностранных языков».
В своей работе педагог учитывает не только тип памяти, но и культурные особенности учащихся, что особенно важно для интеграции мигрантов в общество и их адаптации к новой среде.
«Современное образование должно быть персонализированным», – считает эксперт. «Каждый человек способен освоить иностранный язык – нужно только найти правильный подход».
В 2025 году Захватова стала членом Союза переводчиков России и советником при Российской Академии Естествознания. Это еще одно признание, что её знания и опыт в языковой адаптации мигрантов действительно ценятся и востребованы в профессиональном сообществе.
Масштабирование методики для тысяч мигрантов
С 2020 года Анастасия Захватова возглавляет направление романо-германской филологии в языковом центре «Мандарин». За это время она лично провела более пятидесяти собеседований для отбора преподавателей, уделяя внимание не только профессиональным знаниям, но и готовности работать по новым методикам.
«Самое сложное – переучить опытных педагогов, – признается она. – Многие настолько срослись со старыми схемами, что воспринимают инновации как личное оскорбление. Но когда видят результаты учеников, лед тает».
Результаты говорят сами за себя. Благодаря методике Захватовой сотни учеников успешно преодолели языковой барьер без типичных психологических трудностей. После внедрения метода в 2020 году прибыль центра выросла на 30%, а только за 2021 год количество договоров на обучение увеличилось на 28% по сравнению с 2020 годом. Эта положительная динамика позволила «Мандарину» войти в десятку лучших языковых школ России.
Параллельно с практикой языкового обучения Захватова занимается просветительской деятельностью: участвует в международных конференциях в Москве и Казани, организует онлайн-форумы и научно-практические семинары. Каждое из этих мероприятий становится площадкой для обмена опытом, формирования профессиональных сообществ и популяризации инновационных педагогических подходов, в том числе ее методики языкового обучения мигрантов.
Метод, который разработала Анастасия Захватова, помогает детям мигрантов, а их в стране более 41 %,, не просто выучить русский язык, а преодолеть страх и неуверенность. Именно это часто мешают эффективному обучению, отмечает педагог. Благодаря тому, что ее методика основана на персонализированном подходе и учитывает культурные особенности, каждый ученик чувствует себя комфортно и увереннее в процессе освоения нового языка. Это не просто образование, а реальная поддержка на пути к адаптации и полноценной жизни в новой стране. Именно такие результаты, считает Захватова, делают ее работу по-настоящему значимой и нужной.
Василий Черный