Телеметрия, аналитика, алгоритмы: опыт Константина Фоменко по оптимизации логистики сельского хозяйства
В нашей стране выращивают огромные объемы зерна, но далеко не весь урожай доходит до потребителя. По данным отраслевых экспертов, при хранении и перевозке ежегодно пропадает 10%, или 10-12 млн тонн, зерна. Среди причин потерь – задержки при приемке, простои техники, очереди на зернохранилищах, говорит инженер в области механизации сельского хозяйства Константин Фоменко.
Будучи заместителем генерального директора курского агропромышленного предприятия «Иволга-Центр», Фоменко внедрил цифровые технологии, благодаря которым транспортная логистика хозяйства значительно улучшилась, а потери зерна сократились. Передовые инженерные решения, основанные на практическом опыте и подкрепленные научными исследованиями, принесли Фоменко . Мы пообщались с Константином Фоменко, чтобы узнать, какие технологии используют сегодня ведущие российские специалисты в области механизации сельского хозяйства.
Телеметрия в управлении уборочной кампанией
Эффективная работа уборочной техники и транспорта критически важна для сохранения урожая. Простои комбайнов и неравномерная загрузка автотранспорта приводят к нарушению логистических цепочек, снижению качества и стоимости зерна. Константин Фоменко внедрил на своем предприятии автоматизированные системы, что сделало работу транспорта в процессе уборочной кампании прозрачной и прогнозируемой.
«Наша компания «Иволга-Центр» включала в себя двадцать одно предприятие в тринадцати районах Курской области, в том числе элеваторы, сахарные заводы, растениеводческие сельхозпредприятия», – рассказывает Фоменко о размерах хозяйства, в котором играл одну из лидирующих ролей.
Из-за масштабов хозяйства управление транспортом, особенно во время уборочной кампании, традиционно было сложным и трудноуправляемым процессом: техника работала на десятках тысяч гектаров, а диспетчеры получали лишь фрагментарные сведения. Чтобы взять ситуацию под контроль, Константин Фоменко инициировал внедрение такого современного цифрового инструмента, как телеметрия. На тракторах, комбайнах и другой технике установили GPS- и ГЛОНАСС-датчики, которые фиксировали не только местоположение и скорость, но и расход топлива с привязкой к каждой операции, время простоя и фактическую производительность.
«Внедрение телеметрии позволило нам видеть поле как на ладони и всегда быть в курсе, где находится каждая машина, чем она занята в эту минуту и насколько эффективно используется», — объясняет инженер.
Благодаря телеметрии в хозяйстве появилась возможность строить карты продуктивности полей, выявлять потери зерна при уборке, уточнять движение техники. Все данные в режиме реального времени поступали в диспетчерский центр «Иволга-Центра», где превращались в инструмент оперативного управления: руководители видели реальную эффективность работы каждой машины и могли быстро перераспределять технику, устранять простои и сокращать перерасход топлива. Благодаря инициативе Фоменко «Иволга-Центру» удалось решить отраслевую проблему непрозрачности и низкой эффективности уборки.
Использование телематических систем в сельском хозяйстве – глобальный тренд. Однако внедрение этого инструмента в России затруднено из-за обширных площадей и нехватки подготовленных специалистов. Тем очевиднее результат, которого смог достичь Константин Фоменко, адаптировав мировую практику к специфике курского агрохолдинга: снижение расхода топлива на 10–15%, сокращение времени уборки на 2–3 дня, повышение производительности отдельных машин более чем на 10%.
Этот успех принес специалисту звание лауреата Национальной бизнес-премии в номинации «Инженер года в области агротехнологий». Объясняя свой выбор, жюри особо отметило вклад Фоменко в оптимизацию логистики зерновой инфраструктуры. Убедив руководство предприятия отказаться от устаревших практик – телефонных звонков, визуального контроля, – Константин Фоменко инициировал внедрение системы, которая формирует объективную картину и позволяет быстро принимать управленческие решения. Транспортный поток, который традиционно был на предприятии стихийным и непрогнозируемым, превратился в управляемый.
Прогнозная аналитика и алгоритмы маршрутизации
Узкие места в логистике транспорта и непредсказуемость перевозок долгое время были одной из основных причин потерь в агропромышленном секторе России. Константин Фоменко внедрил в своем агрохолдинге систему прогнозной аналитики – на основе телеметрических данных она рассчитывает оптимальные маршруты, учитывая состояние техники, загруженность зернохранилищ и железнодорожное расписание.
«Система собирает координаты транспорта, время загрузки и разгрузки, расход топлива и загрузку зернохранилищ, после чего алгоритмы предлагают оптимальные решения», – объясняет Фоменко.
Прогнозная аналитика и алгоритмы маршрутизации применяются для снижения транспортных издержек и повышения предсказуемости поставок крупнейшими компаниями мира. Адаптировав эти технологии с учетом специфики своего хозяйства, Фоменко смог добиться того, что время доставки зерна до хранилищ за счет умного распределения транспорта снизилось почти на треть.
В области прогнозной аналитики Константин Фоменко эксперт – он не только применяет эту технологию на практике, но и исследует ее как ученый. Так, например, в своей публикации в международном журнале «Инновационная наука» специалист показал, что применение прогнозных алгоритмов и цифровой диспетчеризации позволяет сократить время ожидания разгрузки сельскохозяйственного транспорта с пяти до двух часов и увеличить пропускную способность элеваторов на 20–30%, а интеграция автотранспорта с железнодорожными перевозками на 10–12% снижает транспортные затраты.
Система прогнозной аналитики, которую внедрил Константин Фоменко, позволила сделать логистику предприятия управляемой и добиться максимального эффекта от каждой единицы техники. Умелое использование технологии анализа данных заместитель генерального директора по автотранспорту ООО «Иволга Центр» превратил в конкурентное преимущество, обеспечившее предприятию скорость работы и репутацию надежного поставщика.
Гибридный алгоритм диспетчеризации
Несмотря на успешное использование технологий на сельскохозяйственных предприятиях, машины и искусственный интеллект пока не в состоянии полностью заменить человека. Константин Фоменко внедрил в работу своего агрохолдинга гибридный алгоритм диспетчеризации – модель работы, в которой автоматическая обработка данных сочетается возможностью вмешательства человека.
О своем подходе к интеграции автоматизированных систем в работу диспетчера Фоменко написал в исследовании, опубликованном в ведущем международном отраслевом издании World Journal of Advanced Research and Reviews. Система собирает информацию о координатах техники, загрузке элеваторов, расходе топлива и простоях, после чего алгоритм формирует оптимальные маршруты и задания для транспорта. В случае непредвиденных ситуаций — поломки оборудования, изменения погодных условий или задержки уборки — диспетчер может вручную скорректировать решение.
«Автоматизация обеспечивает скорость и точность расчётов, но в реальной жизни всегда возникают обстоятельства, которые лучше оценивает человек», — объясняет Константин Фоменко.
Внедрение гибридного алгоритма диспетчеризации позволило агрохолдингу «Иволга-Центр» оптимизировать маршруты колонн техники, ускорить вывоз зерна с хранилищ на железнодорожные станции, снизить расходы на топливо и техническое обслуживание.
Важная особенность подхода, который применяет в своей практической и научной работе Константин Фоменко, – системность при оптимизации аграрной логистики. Телеметрия обеспечивает прозрачность и контроль, прогнозная аналитика делает управление потоками предсказуемым и управляемым, а гибридный алгоритм диспетчеризации позволяет добиваться максимального эффекта, сочетая точность автоматических систем с опытом человека. Вопросу о том, как внедрить этот комплекс технологий в практику, Константин Фоменко посвятил свою только что опубликованную книгу «Методика диспетчеризации зерновозов в период уборки: VRPTW-алгоритмы, телематика и правила переключения».
Современные инструменты, которые по инициативе заместителя генерального директора по транспорту стали частью повседневной практики «Иволга-Центра», доказали свою эффективность в первую же уборочную. Все рабочие процессы стали прозрачными, простои техники сократились более чем на 20%, а время доставки урожая до элеваторов – почти на треть. Эти результаты, а также научные публикации Фоменко принесли ему признание в российской сельскохозяйственной отрасли и звание лауреата Национальной бизнес-премии в номинации «Инженер года в области агротехнологий».
Мировая агрологистика всё больше зависит от использования алгоритмов и автоматизации, а результаты сельскохозяйственных предприятий во многом определяются скоростью внедрения цифровых решений. Доказательством тому опыт Константина Фоменко, который превратил логистику крупного агрохолдинга в центре России в единый управляемый процесс и помог своему хозяйству добиться максимального сохранения урожая.
Василий Черный
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

