За что Екатерина II уничтожила Запорожскую Сечь
Благодаря гению Николая ГОГОЛЯ запорожские казаки обрели романтический ореол. Он создал образ чудо-богатыря Тараса Бульбы, который героически сражается за родную землю против притеснителей-поляков. В нынешней Украине запорожское (или низовое) казачество считается архетипом современного свидомого патриота. «Украинский» казак даже противопоставляется «русскому» казаку - первый, мол, свободолюбивый рыцарь, а второй - «каратель и холуй». Что ж, поговорим про этих рыцарей.
Украинцы уже несколько лет потешают весь мир, объявляя себя то потомками шумеров, то египетских фараонов. Достоверно не известно, какие предки были у запорожских казаков, но уж точно не славянские.
Креста на них нет
Главным фольклорным персонажем, который с середины XVIII века олицетворял украинский народ, является казак … Мамай. Однофамилец хана, которого разгромил на Куликовом поле Дмитрий Донской.
В переводе с тюркских языков, «казак» - «человек, который ОТДЕЛИЛСЯ от своего народа», «изгнанник», «разбойник». «Сие слово «козак» есть турецкое и означает «разбойник» или «грабитель», - так утверждал уже в 1765 году историк Петр Симоновский в книге «Краткое описание о козацком малороссийском народе». (В украинском языке «козак» пишется через «о») А вот как польский летописец Ян Длугош описывал крымских татар аж в 1469 году, почти за три века до появления Запорожской Сечи: «Татарское войско составлено из беглецов, добытчиков и изгнанников, которых они на своем языке называют «казаками».
Сравните казаков-запорожцев и турок-османов - характерный чуб (оселедец), отвислые усы, широкие шаровары, кривая сабля. Найдите, как говорится, десять отличий. Рубаки-оторвы славянской крови стали разбавлять запорожскую вольницу лишь в XVII столетии - это была беднота, которая бежала от притеснений польско-литовского панства.
«Запорожская Сечь - извечная опора христианского мира», - пишут украинские историки. Какая там извечная, если еще в 1651 году, во время знаменитой Берестецкой битвы с войсками Речи Посполитой (поляки тогда победили), они даже крестов не носили?! Это неопровержимо доказал археолог Игорь Свечников, проведя титаническую работу. Первая церковь на Запорожской Сечи появилась только в XVIII веке, когда казаки вернулись из-под власти крымского хана в российское подданство. А уже в 1775 году Сечь прекратила свое существование.
Агрессоры и головорезы
Недавно глаз зацепился за фразу одного украинского публициста: «Генетическая неспособность донских, кубанских и терских казаков поддерживать мирные добрососедские отношения с соседями снова использована Москвой». Фраза абсолютно дебильная, поскольку, к примеру, кубанские казаки - это переселенцы с юга Украины. А что до «миролюбия» запорожцев… Ровно 400 лет назад, в 1618 году, войска гетмана Сагайдачного вторглись в пределы Русского царства. Их наняли поляки, чтобы посадить на московский престол королевича Владислава. 20-тысячное казацкое войско разорило Путивль, Елец, Лебядин, Данков, Скопин, Ряжск. Даже современные украинские историки Александр Чувардинский и Анатолий Палий в своей книге «Гетман Сагайдачный» признают, что казаки уничтожили «многих мужчин, женщин и детей до младенческого возраста».
А вот как летописи запечатлели для потомков взятие крепости Ливны: «А пришел он, пан Сагайдачной <…> и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил (речь идет про изнасилования, об этом мы еще поговорим. - М. В.) и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал».
Сагайдачного остановил князь Пожарский у Арбатских ворот. И что же? Не пройдет и полутора лет, как гетман, чье положение станет совсем шатким, обратится к русскому царю с просьбой принять на службу. В том письме Сагайдачный просил, чтобы «их государь пожаловал, як своих холопей».
Насильники детей
Нравы в Запорожской Сечи царили шокирующие. Собственно, Сечь представляла собой казацкую столицу, главный военный лагерь, который время от времени менял дислокацию. Сексом на ее территории заниматься запрещалось. Побитием киями (палками) до смерти карали как за интимную связь с женщинами, так и с мужчинами, и с животными. Дабы, значит, не расплескивали удаль богатырскую на всякие глупости.
Другое дело - во время военных действий. Видный украинский историк Сакальский отмечает, что во время казацких набегов изнасилование почиталось за великую доблесть. Объектами были не только женщины, но и дети мужского пола. В 1669 году гетман Дорошенко, вступив в сговор с турецким султаном, приел на Украину трехсоттысячное турецкое войско. В одном только Чигирине (казацкая столица) казаками и турками было изнасиловано несколько тысяч мальчиков, которых затем гетман отдал в качестве дара турецкому султану.
Видный ученый XVIII столетия Федор Миллер в 1775 году по поручению царского правительства написал официальный отчет «О неудобствах запорожских козаков». В частности, в нем говорилось, что они «жен не держат», «землю не пашут» и «увозят мужеского пола детей малолетних». Разгромив Турцию, Россия больше не нуждалась в организованной банде головорезов на юге империи с такими вот дикими нравами. Указом Екатерины II Сечь была ликвидирована.
Почему ненавидели Бузину
Известного украинского писателя, историка и публициста застрелили в 2015 году, в том числе и за разоблачение многочисленных исторических мифов. В частности, он «поднял руку» на героя украинского эпоса Северина Наливайко. В 1595 году этот казак с двухтысячным отрядом захватил Могилев, его люди сожгли в городе до 500 домов, а «мещан, бояр, людей учтивых так мужей, яко и жен, детей малых побили, порубали, попоганили (изнасиловали. - Прим. Олега Бузины)».
«Все это безобразие в современной украинской историографии почему-то именуется «народним повстанням проти польсько-шляхетського панування під проводом Наливайка», - недоумевал Бузина. - Хотя было обычным разбоем, закончившимся для Северина четвертованием в Варшаве - заслуженной карой любому маньяку».