По следам погибших: роковая ошибка альпинистки Наговицыной
Это казалось чудом: обездвиженная 47-летняя женщина на высоте 7,1 тыс. м при минус 26 все еще жива. Дрон запустили через восемь дней после того, как Наталья Наговицина сломала ногу и осталась на горе. По телевизору сообщили, что она его якобы заметила и махала рукой. Хотя, скорее всего, это ледяной ветер шевелил обрывки ее палатки.
…Пик Победы - высочайшая точка Тянь-Шаня: 7439 м. Одна из самых коварных и непредсказуемых вершин. Но альпинисты - безумные люди. К 30 - 40 годам у каждого из них набираются обширные списки покойных друзей, однако они продолжают карабкаться на горы.
- Когда-нибудь мы там останемся, - спокойно говорит мой приятель Андрей.
Ему 53, альпинизмом занимается с 13 лет:
- В горах будь готов: рано или поздно ошибешься, и все. Зато чувствуешь себя живым, а не заводной игрушкой в душном городе. Сам выбираешь путь и рискуешь, ведь горы непредсказуемы. Идешь, чувствуя щемящий страх, а потом счастье - выжил. Проходит немного времени, и снова тянет испытать судьбу…
Наталью Наговицину неопытной не назовешь: за спиной четыре семитысячника и масса других вершин. А вот безрассудной - запросто. В начале мая она ходила на четырехтысячник Теке-Тор на Тянь-Шане. Попала под камнепад - двойной перелом ноги. Спускали ее спасатели. А уже в июле она возникла в базовом лагере на пике Победы.
- Как она там оказалась через два месяца после двойного перелома? Она поступила безответственно, - возмущен альпинист Александр Ищенко, участник майской спасательной операции.
Он уверен: Наталья никому не рассказала о переломе, иначе любой гид отказался бы с ней идти. Несросшаяся кость легко сломалась при падении снова. На такой высоте и такой горе это - верная смерть.
И вроде бы личное дело человека как распорядиться собой. Но попытки спасти Наталью стоили жизни и здоровья нескольким людям.
Лука Синигилья вместе с немцем Гюнтером Зигмундом, получив сигнал о бедствии 12 августа, добрались до Натальи. Хотя им пора было спускаться, иначе организм мог не выдержать, донесли ей спальный мешок, палатку, горелку, газ, продукты. Наложили шину на ногу. Из-за этого провели лишнюю ночь на высоте, а на спуске Лука умер от отека мозга.
Через четыре дня на помощь вылетел военный вертолет Ми-8. На высоте 4,6 тыс. м совершил жесткую посадку - снесло ветром. Четверо спасателей с травмами, у двоих - перелом позвоночника.
20 августа на маршрут выдвинулся отряд спасателей. Идти около четырех дней. 22-го повернут обратно: погода испортилась, и у руководителя группы проблемы со здоровьем.
27 августа Наговицину признали без вести пропавшей. Ее сын Михаил требует от Генпрокуратуры, СК, МЧС, МИД продолжать спасательную операцию. Только при чем тут официальные организации?
Сезон восхождений, а он на пике Победы короткий, закрыт до июня 2026-го: туда сейчас никто не сунется. Там, где лежит тело, отвесная скала, за ней узкий хребет. Поэтому ни сани, ни вертолет, ни грузовые дроны не помогут. Только тащить на своем хребту, что на такой высоте, где каждый шаг - практически подвиг, невозможно. Именно поэтому с пика Победы еще не спустили ни одного тела погибших выше 6,9 тыс. м.
Исчезнувший муж
В 2021-м Наталья с мужем Сергеем поднималась на Хан-Тенгри (7010 м) - тоже весьма опасная вершина, обломавшая не одного покорителя. На обратном пути Сергея хватил инсульт. Наталья вызвала по рации подмогу, ее убеждали спуститься, но она уперлась - не брошу любимого.
Двое спасателей дошли до пары, весь день несли Сергея вниз, на высоте 6,4 тыс. м им пришлось остановиться - наступила ночь. Наталью все же убедили идти в лагерь, ее мужа закрепили, чтобы не свалился никуда. К утру он исчез, нашли только страховочную систему. Вероятно, сам отцепился и провалился в трещину, тела не обнаружили. Упорная Наталья через год поднималась на Хан-Тенгри, чтобы установить памятную табличку.
Роковая мечта
Звание «Снежный барс» присваивают за восхождения на пять семитысячников: пики Победы, Ленина, Коммунизма, Корженевской и Хан-Тенгри. Наговицина покорила четыре, оставался один. Она мечтала об этом звании и зачем-то очень торопилась попасть в последнее погодное «окно» на Пике Победы. Хотя можно было подождать до июня, залечить ногу и не ставить под угрозу ни себя, ни кучу людей.
Здесь вам не равнина
28 августа под камнепадом погиб экс-президент Федерации альпинизма Краснодарского края 68-летний Александр Расторгуев. Опытный восходитель получил смертельные травмы по пути на вершину Джангитау (5085 м) в Приэльбрусье. С ним шли двое человек - женщина попала в больницу, мужчина не пострадал.
16 августа оборвалась жизнь альпиниста из Омска Алексея Ермакова. Покоривший Эльбрус, Казбек, пик Ленина, Мак-Кинли, он мечтал о Хан-Тенгри. Сходил, спустился во второй базовый лагерь, не ощутив сил дойти вниз. Лег в палатку и не проснулся.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

