ОБЩЕСТВО

Исламские традиции и мода: близость и противоречие

Для мусульман всего мира начался Священный месяц Рамадан. Месяц духовной работы и умеренности. А мы попробуем рассмотреть насколько далеки или, наоборот, близки такие понятия как строгие Исламские традиции и светское понятие «мода».

Стоит признать, что очень долгое время в обществе господствовало мнение о несовместимости женской моды и традиций Ислама.  Однако в последнее время мы становимся свидетелями мультикультурной интеграции. Этот процесс меняет мир вокруг себя с большой скоростью.

Вы уже слышали о таком явлении, как fashion-блогеры с Ближнего Востока?  А тем временем странички Instagram некоторых ближневосточных модниц насчитывает миллионы подписчиков.  Можно только восхищаться фото с вариантами одеяний, стилей макияжа, вариантами применения украшений. И что самое интересное, западная fashion-кульура с нескрываем рвением принимает переосмысленный восточный колорит.

Согласно Корану и Сунне тело мусульманской женщины должно быть скрыто под одеждой, посторонние люди могут видеть только лицо, руки и ноги. Считалось сильно провокационным поступком публикация собственного лица в социальной сети.

В любом деле есть первопроходцы, и вот некоторое время назад кувейтская девушка Ассия Сара сумела изящно пройти моральные и общественные преграды. Ассия  начала публиковать в социальных медиа свои фото, на которых она предстает во множестве вариаций повязывания хиджаба на голове.

Сама госпожа Сарра себя иронично называет «блогер в тюрбане». Девушка в принципе большая модница, смело сочетает в своем гардеробе самые разные стили одежды, любит разных дизайнеров. При всем этом неизменной деталью ее наряда остается платок на голове.

И вот мы становимся свидетелями того, как переосмысленная традиционная каноническая одежда мусульманки превращается в стильный и знаковый элемент гардероба. Что очень отрадно это происходит не только в исламской культуре, но и во всем мире.

Таким же прекрасным примером «диалога культур» в мире моды стало активное заимствование европейскими Домами моды элементов исламской культуры: цветов фасонов, адаптации орнаментов, кроя.

Существует мнение, что большую роль в процессе играет бизнес-интерес. Ведь лучшими клиентками кутюрных Домов уже несколько десятилетий традиционно считаются представительницы богатых арабских династий.  И дизайнеры любят свою аудиторию.

В качестве одного из самых ярких примеров, стоит упомянуть модельера Elie Saab. Ворвавшись в мир Высокой моды, кутюрье ливанского происхождения принес на подиумы атмосферу восточного колорита, ультра-шика и суперутонченной женственности.

Вообще процесс модной интеграции запущен довольно давно. С 2002-го года марки Prada, Cavalli, Fendi официально изготавливают кафтаны для кувейтского шейха Маджеда аль-Сабаха и его семьи.

 Разумеется, самым главным хитом являются платки. Традиционно «платочные» марки (Etro, Hermes) имеют серьезнейшую вовлеченность в рынки исламских стран. Со временем модели с ближневосточными расцветками, узорами и принтами стали очень популярны и востребованы и среди европейских и азиатских клиентов марок. В 2004 году стала очень популярной реклама марки Hermes, где две женщины с темными волосами и глазами, со смуглой кожей представляли шарфы с логотипом компании, повязанные в мусульманском стиле, словно хиджаб. По признаниям рекламного отдела компании Hermes, этот маркетинговый ход оказался очень удачным. Примечательно, что в 2008 году марка выпустила непосредственно тюрбаны.

Для полноты картины расскажем немножко об оборотной стороне медали. Да, есть и случаи резонансного и неуважительного поведения европейских марок по отношению к исламским канонам.

 Хрестоматийным примером является история модельера Карла Лагерфельда. «Кайзер Карл» однажды создал для марки Chanel платье с надписью на арабском языке, скопировав ее с барельефа в Тадж-Махале. Карл счел лишним проконсультироваться о значении цитаты, часто повторяющейся в Коране. Итог был не радостным. Кутюрье подвергся нападкам с обвинениями в богохульстве. Досталось и известной модели Клаудии Шиффер, демонстрировавшей платье. Ей не раз угрожали смертью. Лагерфельд публично извинился и пообещал сжечь платье, фотографии и негативы.

 В 2009 году был случай, когда в ролике компании Liaison Dangereuse женщина надевает бюст и чулки, а в конце закрывает тело паранджой. Мусульмане были очень возмущены: напрямую такое сочетание нормам шариата не противоречит, но видеть женщину в нижнем белье может только муж.

Не так давно отгремел скандал, когда мусульмане-суфии по всему миру протестовали против знаменитого итальянского дизайнера Роберто Кавалли. Роберто обвиняли в плагиате. Верующие посчитали, что логотип, используемый в рекламной кампании Just Cavalli, слишком похож на священный для мусульман-суфиев знак.

И снова о хорошем. Развивается направление непосредственно исламской моды. На данный момент исламские дизайнеры движутся от частных заказов к более широкой аудитории.  Первое шоу исламской моды имело место в 2003 году в Иране. С тех пор подобные мероприятия проводятся почти каждый год. Подключился и Старый Свет: недавно Лондоне впервые прошел фестиваль «Мир арабской моды», который обещает стать ежегодным.

В России также появляются, развиваются и находят горячий отклик у клиентов российские дизайнеры и марки исламской моды. Среди самых интересных можно назвать Rezeda Suleyman, Imani, Bonna Ella.

 Одно из самых громких имен – Дом моды Firdaws. Дом открыл свои двери в октябре 2009 года в Грозном. Молодые чеченские дизайнеры черпают идеи для коллекций из истории вайнахского национального костюма и мудрости высказываний Корана. Творческой миссией Дома моды провозглашена «Элегантность в традициях Ислама». Firdaws довольно часто участвует в российских Неделях Моды и показах в арабских странах.

Вам может быть интересно: