Россия может получить до 60 млрд рублей в бюджет от контроля рынка интернет-торговли из-за рубежа

Рынок интернет-торговли, не взирая на кризис, продолжает набирать обороты

Рынок интернет-торговли, не взирая на кризис, продолжает набирать обороты. Посещаемость торговых центров падает, люди сокращают свои траты, а интернет помогает им экономить, предлагая лучший выбор по соотношению цены и качества. При этом рынок электронной торговли из-за рубежа пока никак не контролируется государством и доходы проходят мимо бюджета. О том, сколько экономика России может получить от контроля за рынком интернет-торговли и об основных трендах на рынке электронной коммерции в ближайшем будущем в интервью корреспонденту Eg.ru Александру Дементьеву рассказал исполнительный директор АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Артем Соколов.

Исполнительный директор АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Артем Соколов

Исполнительный директор АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Артем Соколов

- Как вы оцените итоги 2015 года для электронной торговли? Что нового произошло на рынке? Какое влияние оказал кризис?

- Рынок интернет-торговли чувствовал себя лучше, чем рынок офлайн-торговли. Весь товарооборот на территории страны упал где-то на 10% и составил около 22,5 трлн рублей, интернет-торговля из него составила 760 млрд рублей. Причем если рынок офлайна просел, то интернет-рынок вырос на 7%. Это говорит о том, что часть тех покупателей, которые раньше приобретали товары традиционным способом, теперь перешла в онлайн. Кризис это только подстегнул, у людей появилось желание выбрать товар подешевле, а в интернете это сделать проще.

Есть еще один тренд – потребитель стал выбирать по соотношению цена-качество и ушел в сторону недорогих брендов и даже совсем неизвестных брендов, которые по своим характеристикам не отличаются от лидеров рынка.

- То есть кризис, можно сказать, драйвером стал?

- Для онлайна - совершенно точно. Плюс интернет-технологии продолжают развиваться – все больше людей начинают пользоваться мобильными приложениями, уровень проникновения интернета растет – он составляет 70% среди населения, если брать население старше 16 лет. Причем 80% пользователей из этого количества заходят в сеть ежедневно, а из них 50% совершают покупки в интернете.

- Мобильный рынок растет сейчас высокими темпами и это не может не найти своего отражения на рынке электронной торговли. Какова доля мобильного сегмента в продажах?

- Около 25% пользователей используют для изучения товаров мобильные приложения. И доля мобайла растет. Но есть такой тренд: человек чаще выбирает товар через мобильное приложение, но конечную покупку совершает с десктопа.

Еще можно отметить такой кризисный тренд: до 2014 года доля регионов росла сильнее, после кризиса же покупательская способность регионов резко снизилась по сравнению с Москвой и Питером.

- Неожиданно. То есть у Москвы еще был потенциал роста?

- Скорее кризис гораздо сильнее ударил по регионам по сравнению с Москвой.

- Какие сегменты росли в 2015 году быстрее, какие медленнее?

- Рынок электроники и бытовой техники в прошлом году просел на 3%. Но он до сих пор остается самым большим сегментом e-commerce. Электроника и бытовая техника - это то, что люди уже покупают в онлайне постоянно. Доля электронной торговли в этой сфере составляет 18%. Для сравнения, доля e-commerce в общем объеме ритейла составляет всего 3,5%.  Е-commerce формируют два основных сегмента – где-то треть занимает электроника и бытовая техника, еще треть – одежда и обувь. У всех остальных сегментов небольшие доли: парфюмерия и косметика – 7,5% автозапчасти и автоаксессуары – 7%, товары для дома – 3%, спорттовары – 2,6%. Другие категории товаров большим спросом в интернете не пользуются, им есть куда расти. Например, детские игрушки все чаще начинают заказывать в интернете.

- Самый быстрорастущий сегмент сейчас какой по вашим наблюдениям?

- Одежда и обувь. И растет он за счет того, что сильно улучшились сервисы, которые предлагаются потребителям - тебе предлагают и померить одежду дома, и выбрать одну из нескольких привезенных вещей. Такой поход в магазин у себя на диване позволяет и время сэкономить, и выбрать то, что тебе подходит.

- Какими будут тренды в 2016 году? Какие из сегментов продолжат расти, восстановится ли электроника?

- По первому кварталу этого года электроника уже начала восстанавливаться и показала рост в 20%. Но по году мы прогнозируем рост в 14%. Высокий рост по первому кварталу объясняется эффектом низкой базы: в конце 2014 года резко вырос курс доллара, и люди побежали скупать все подряд. А в первом квартале 2015 года продажи сильно упали. Поэтому, сравнивая первые три месяца 2016 и 2015 года, мы видим такую динамику.

В этому году офлайн продолжит переходить в онлайн. Тут еще очень важно понимать, что онлайн и офлайн-каналы тесно взаимосвязаны. Многие предприниматели совершают ошибку, разделяя эти два канала и ставя разные KPI. Нужно понимать, что даже при покупке в офлайне потребитель предварительно заходит на ваш сайт или на сервис, сравнивающий товары, потому неправильно сравнивать офлайн и онлайн только по количеству продаж. Представительство в интернете сегодня необходимо практически любому бизнесу, потому что, если о тебе нет информации в интернете, у тебя не будет клиентов.

- Какой прогноз по росту рынка на 2016 год? В среднесрочной перспективе какой еще есть потенциал в этой сфере?

- В перспективе мы рассчитываем на рост в 15%. Рынок интернет-торговли однозначно будет расти еще долго. Мы даже не можем сделать никаких негативных прогнозов. Другое дело, что есть еще один тренд, который я еще не успел обозначить – если в 2010 году локальный рынок е-коммерс составлял 92%, а 8% составляли покупки в зарубежных интернет-магазинах, то сейчас эта ситуация коренным образом изменилась. По 2015 году мы видим, что локальные покупки снизились до 71%, а трансграничные покупки растут, причем темпами, опережающими локальный рынок.

Исполнительный директор АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Артем Соколов

Исполнительный директор АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Артем Соколов

- Дойдет до 50% когда-нибудь?

- Обязательно дойдет. Думаю, даже до 70% дойдет. Если то регулирование на законодательном уровне, которое сейчас существует, сохранится, мы увидим и 70, и 80%. Хороший пример – Австралия, у нее тоже высокий порог беспошлинного ввоза товаров, нет необходимости сертифицировать товар, маркировать его, сопровождать гарантией. Поэтому сама модель трансграничной торговли становится выгоднее предпринимателям, чем развитие торговой инфраструктуры на территории России. Бизнес развивается там, где он обременен минимальными издержками.

- Но государство от этого денег недополучает?

- С трансграничной торговлей государство вообще ничего не получает. Когда вы покупаете что-то в Китае или в США, вы передаете деньги напрямую продавцу. Естественно, с этого не уплачиваются ни налоги, ни НДС, ни пошлины. По нашим оценкам, при введении регулирования в этой сфере страна могла бы получать от 40 до 60 млрд рублей в год.

- Это если бы мы пошли по какой модели?

- Есть такая организация – ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, - Eg.ru), в ней состоят 34 страны. В рамках ОЭСР в прошлом году были разработаны рекомендации по тому, как регулировать трансграничную торговлю. На саммите G-20 они были представлены, российская сторона тоже под ними подписалась и обязалась выполнять. И сейчас обсуждается, какая модель регулирования может быть применена к российской действительности.

В ОЭСР предлагают обязать иностранные магазины платить НДС с каждой продажи российскому покупателю. То есть иностранный ритейлер должен встать на налоговый учет в РФ, получить ИНН и платить НДС с оборота. Причем такой институт НДС-регистрации уже введен в Великобритании, Германии, Нидерландах и ряде других стран. НДС варьируется от 15 до 27%. Внутри Евросоюза такая модель уже успешно функционирует, с зарубежными рынками пока не у всех сложилось. Но например, в Новой Зеландии и Южной Корее с этой задачей справились. Такой подход, думаю, может быть одним из наиболее эффективных для России.

- Насколько подорожает в связи с такой моделью торговли продукция из-за рубежа?

- Не факт, что это приведет к увеличению стоимости товаров. Где-то приведет, а где-то нет. Маржинальность бизнеса у иностранных интернет-магазинов выше, даже если вы посмотрите на тот же «Алиэкспресс», то год назад он продавал рубашки по 200 рублей, а сейчас уже по 600. И будет продавать по 800, пока вы их будете покупать. Это не значит, что себестоимость рубашки выросла, это значит, что продавец увеличивает свою норму прибыли, понимая, что и за эту сумму рубашки купят. Так что у иностранных магазинов есть все возможности покрыть издержки за счет своей прибыли.

- А будут ли они это делать?

- Вопрос в том, будет ли смысл поднимать цены. Не перестанут ли из-за этого покупать товар. На наш взгляд, подорожания не произойдет.

- А как будут решаться ситуации с теми, кто закажет товар в магазине, не вставшем на налоговый учет? Завернут и назад отправят?

- Нет, разворачивать, конечно, не будут. Например, в Великобритании, если вы состоите на налоговом учете, то ваши посылки пролетают через границу очень быстро, и покупателю нет необходимости больше ничего доплачивать – в указанную на сайте магазина сумму включены все таможенные сборы и тп. Если магазин не зарегистрирован в налоговой службе Великобритании, то товар приезжает на границу, там вскрывается, оценивается, выставляются таможенные пошлины, добавляется НДС. И за все это берут еще и дополнительный почтовый сбор в 8 фунтов. Поэтому даже если стоимость товара со всеми пошлинами будет такой же, как в зарегистрированном магазине, вам в любом случае придется заплатить на 8 фунтов больше за процедуру таможенной очистки.

- Когда ждать предложений по регулированию трансграничной торговли?

- Итоговые предложения должны появиться к 1 сентября. В обсуждении участвует несколько ведомств – это и антимонопольная служба, и Минпромторг, и Минфин, и Минсвязи, и Почта России.

- Какие ниши сейчас существуют в интернет-торговле для малого и среднего предпринимательства? Куда стоит лезть начинающим предпринимателям, а куда нет?

- Интернет-бизнес не всегда такой дешевый, каким кажется. Для того чтобы открыть маленький интернет-магазинчик товаров собственного производства, барьеров практически нет – можно использовать конструктор сайтов, стоить это будет копейки. Конечно, сайт будет не такой продвинутый и красивый, но с точки зрения выхода на рынок доступ в интернет гораздо проще, чем в офлайн. Если говорить о том, чтобы сделать этот бизнес эффективным, то такой сайт, который будет учитывать остатки товарных позиций, и будет подключен к системе приема платежей, обойдется уже где-то в 200 тысяч рублей. Сайт уровня хай-тэк – это уже около миллиона рублей и выше. Но нельзя забывать, что одного сайта самого по себе недостаточно, его нужно продвигать, обновлять. Кроме того, надо налаживать логистику, договариваться о доставке ваших товаров, работать над клиентским сервисом и т.д.

Если говорить о нишах, в которых лучше развиваться, то нужно понимать, что сфера электроники и бытовой техники уже давно перестала быть высокомаржинальным бизнесом. Скорее можно заработать в укзонаправленных видах бизнеса. Например, вы умеете хорошо брить бороду и предлагаете набор машинок для стрижки бороды. Чем уже специализация, тем больше шансов выйти вперед. Недооцененным является и рынок услуг. Например, большую популярность приобретает рынок предоставления дистанционных юридических услуг. То же самое с электронным арбитражем.