Екатерина Петрова: «Цифровые инструменты не заменяют учителя, они усиливают его возможности»

Екатерина Петрова

Член Ассоциации профессиональных переводчиков, преподаватель английского и немецкого языков разработала серию цифровых инструментов, с помощью которых школьники лучше осваивают иностранные языки.

Согласно проекту Минпросвещения РФ, с 1 сентября 2026 года на изучение английского, французского, испанского и китайского языков в 5-7 классах вместо трех часов в неделю останется два. Нововведение в министерстве связывают с необходимостью оптимизации нагрузки и рационального перераспределения учебного времени. При том, что изучение иностранных языков остается обязательным компонентом школьной программы, перед педагогами стоит непростая задача: обеспечить базовый уровень владения английским или другим языком за установленный объем часов. Решение этой  «задачи со звездочкой» лежит в области цифровых технологий, уверена Екатерина Петрова, преподаватель иностранных языков, член Национальной ассоциации учителей английского в России (NATE Russia) и Ассоциации профессиональных переводчиков, член жюри муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года» в 2023–2024. На ее уроках ученики не отвлекаются на телефоны, забывают о школьном звонке и усваивают слова и правила гораздо быстрее, чем обычно. Успеху способствует особая методика, разработанная преподавателем, и современные технологии. Екатерина сделала ставку на визуализацию. Для поколения, которое выросло с тик-током и рилсами, это лучший способ усвоения информации, считает педагог.

Цифровые инструменты в помощь учителю

Изучение иностранного языка, как правило, требует многократного повторения лексики и правил, а главное – постоянной высокой мотивации школьников. С традиционным расписанием занятий в обычном общеобразовательном учебном заведении учителю сложно создать условия для необходимого погружения в предмет. Екатерина Петрова убедилась в этом, когда после окончания Челябинского государственного университета пришла работать в частную школу «Кембридж – школа английского языка». Ее ждало столкновение с реальностью, которое изменило вектор профессионального развития. Работая с подростками 5-9 классов – самым «трудным» возрастом, когда авторитет учителя ставится под сомнение, а гаджеты интереснее любого урока – Екатерина поняла: традиционные методы не работают.

«Я столкнулась с проблемой отсутствия не только знаний, но и мотивации, а также интереса в изучении иностранного языка, – признается она. — Я начала искать способы разнообразить уроки. Когда у тебя всего два часа, традиционные методы в классе не работают. Нам нужно не тратить время на скучную отработку правил, а перевести обучение в формат игры и сотрудничества».

Решение этой «задачи со звёздочкой» лежит в области цифровых технологий и инновационных методик, уверена Екатерина Петрова. Нужно было внедрить процесс обучения в сферу интересов учеников: если ученик отвлекается на гаджеты – нужно сделать гаджет инструментом обучения, решила педагог. Выстраивая свой собственный учебный процесс, Екатерина использовала доски Miro. Miro – это разработанная российскими специалистами онлайн-платформа для совместной работы, на которой можно рисовать, писать, размещать файлы, диаграммы и другие элементы. Ее используют, чтобы хранить информацию, обмениваться ей и визуализировать ее, например, при работе над проектом. На досках Miro можно создавать карточки со словами, интерактивные упражнения на грамматику, викторины, игры на скорость, ментальные карты для запоминания тем. Важно было вовлечь школьников в игру, в проект по мере прохождения учебного материала.

«Главное преимущество – ученики могут работать одновременно, видеть действия друг друга, соревноваться и сотрудничать в режиме реального времени», – поясняет эксперт.

Типичный урок с Miro у Екатерины выглядит так: на экране появляется яркая интерактивная доска с заданием. Например, изучают тему «Еда» – на доске виртуальный «холодильник», в который нужно «положить» правильные продукты, перетаскивая карточки с английскими словами. Ошибся – карточка «отскакивает» с забавным звуком. Угадал – получаешь балл. Ученики работают в командах или индивидуально, а учитель видит прогресс каждого в реальном времени. Поколение, выросшее на интерактивных приложениях и геймификации, считает педагог, воспринимает такой формат как естественный. Но за внешней легкостью скрывается серьезная методическая работа Екатерины: каждая игра продумана так, чтобы отрабатывать конкретные навыки и закреплять материал.

Масштабирование методики и научное обоснование

Цифровые технологии существенно расширяют возможности педагогов в организации и оптимизации учебного процесса. Учителя, которые эффективно используют эти инструменты, обеспечивают более высокую вовлеченность и мотивацию учеников, а также могут адаптировать материалы под индивидуальные потребности каждого. Это не только повышает качество обучения, но и способствует профессиональному развитию преподавателя, открывая новые карьерные возможности, уверена педагог.

Успешное применение цифровых методов позволило Екатерине Петровой добиться улучшения результатов учеников, несмотря на сокращение учебного времени. Такой опыт вызвал интерес у других образовательных учреждений, что сделало возможным масштабирование методики и ее адаптацию для разных аудиторий. Между тем Екатерина смогла выстроить карьеру от преподавателя до исполнительного директора учебного заведения, в этот период ей пришлось работать в режиме высокой интенсивности: с учениками всех возрастов — от пятилетних малышей до старшеклассников, готовя их к сложным экзаменам (PET/KET/IELTS, ОГЭ и ЕГЭ) при нагрузке до 30 часов занятий в неделю.

Работая с широким диапазоном учеников, Петрова подтвердила ключевой принцип своей методики — разговорные навыки лучше всего закрепляются через командную работу, хотя современные дети часто испытывают с ней трудности. Именно на этом принципе она выстроила свой подход. Она развивала навыки совместного поиска решений в детском коллективе. Этот опыт Екатерина перенесла в сферу своих научных исследований. В 2018 году она успешно защитила диссертацию на тему «Особенности краудсорсингового и коллаборативного видов перевода». Эта работа закрепила за ней статус магистра лингвистики и продемонстрировала академическому сообществу талант педагога мыслить масштабно и системно. Темы исследований Екатерины Петровой – краудсорсинг и коллаборация – напрямую перекликаются с методикой преподавания: интерактивные доски Miro как раз и построены на принципе совместной работы. Эта академическая работа продемонстрировала, как использование цифровых возможностей может компенсировать дефицит учебного времени.

Домашнее задание для учителя

Одна из главных проблем учителя – нехватка времени на проверку работ каждого ученика, поэтому Екатерина советует использовать цифровые возможности не только в классе или при подготовке к урокам, но и для того, чтобы облегчить свои рутинные процессы, такие как проверка домашних заданий или контроль результатов тестирования.

«Не стоит пренебрегать образовательными приложениями, например, Quizlet, Kahoot или Duolingo for Schools. Они дают мгновенную обратную связь, — объясняет Екатерина. — Ученик сразу видит, где ошибся, и может повторить попытку, а учитель получает общую аналитику, какие темы «проседают», на что обратить внимание»

Кроме работы в классе, Екатерина активно развивает профессиональные компетенции педагогов. В 2020 году она прошла профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании», что позволило ей стать не только успешным практиком, но и авторитетным наставником для коллег. Она делится своим опытом на крупных педагогических форумах, выступая их ключевым организатором и спикером – например, «Будущее здесь-2023» и RES PUBLICA-2023. На этих площадках она проводила мастер-классы, посвященные интеграции игр в урок английского языка для детских и подростковых групп. В 2023 году её пригласили членом жюри муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года». Такой баланс между практикой и управлением позволяет ей системно улучшать качество преподавания и продвигать инновации в образовательной сфере.

«Главное – не бояться экспериментировать, – резюмирует Екатерина Петрова. – Цифровые инструменты не заменяют учителя, они усиливают его возможности. И в этом диалоге цифровые технологии помогают нам говорить с детьми на одном языке».

Екатерина Петрова, начиная с решения личной проблемы в классе, превратила свой опыт в системный инструмент для повышения квалификации коллег и улучшения преподавания в целом. Сейчас она создает свой онлайн-проект – большое цифровое пространство для изучения иностранных языков, в работу которой также внедряет новые технологии и свою методику преподавания. Ее цель  – сделать обучение не только эффективным, но и доступным как можно большему количеству людей.

Василий Черный