Превратить съемку в игру и прислушиваться к желаниям детей. Член жюри фотопремии Яна Галецкая о секретах идеальной фотосессии с детьми

Яна Галецкая
Яна Галецкая
Семейный фотограф, чьи работы публикуются в международных журналах и вошли в рейтинги лучших сразу в нескольких странах, член жюри международной фотопремии Photo+Design рассказывает, как подготовить ребенка к фотосессии и как выбирать тематику съемки

В России растет популярность семейных фотосессий — все больше людей хотят запечатлеть нежные моменты со своими близкими. Особенно много таких заказов у фотографов на праздниках, и День семьи — один из подобных поводов. Тем более, на короткий промежуток выпадают сразу два таких праздника, международный, 15 мая, и российский — 8 июля. Только по данным на 2024-й, за год спрос на семейные фотосессии вырос в 15 раз, а фотографы стали предлагать семейные съемки в восемь раз чаще. Главные вопросы для родителей, которые готовятся к фотосессии — в том, как подготовить детей и сделать так, чтобы они выполняли просьбы фотографа? Как выбрать специалиста? О секретах семейной съемки мы поговорили с профессиональным фотографом Яной Галецкой.

Яна входит в число лучших семейных фотографов Молдовы и Канады, также она — член жюри международной премии Photo+Design. Она рассказала “Экспресс-газете”, как работать с детьми на съемке, как подбираются образы и в чем кроется магия идеального кадра.

— Яна, многие родители хотят прийти на семейную фотосессию, но боятся, что их дети будут капризничать, откажутся позировать и ничего не получится. Что сделать, чтобы съемка получилась удачной?

Именно от настроения ребенка зависит, как пройдет фотосессия. Поэтому, придя на съемку, я сначала знакомлюсь с ребенком: сажусь на уровень его глаз и говорю «привет». Если малыш мне отвечает, начинаю с ним небольшой разговор: спрашиваю, как дела, что видел по дороге, пока ехал, хвалю платьице у девочек.

Я никогда не заставляю малышей фотографироваться. Если он капризничает и не хочет, чтобы его снимали — не трогаю его. Этот способ очень хорош для детей возрастом от 3 до 5 лет, когда они делают все наоборот: в такие моменты лучше переключиться на родителей и ребенок увидит, что взаимодействовать с фотографом не страшно, а очень даже интересно. Постепенно желание фотографироваться включится и капризы уйдут.

Дети редко любят позировать, так что лучше фотографировать их за каким-то занятием. Один из работающих приемов вовлечь ребенка в фотосессию — увлечь его игрой или разговором. Я всегда стараюсь заранее продумать, чем можно увлечь малыша. Обычно я даю ребенку задание: мы нюхаем цветы или собираем их для мамы, ищем жучков, рассматриваем травку, показываем цветочки любимому зайке, играем в футбол. Это очень облегчает процесс съемки.

Также всегда надо учитывать, чтобы ребенок был сытым и выспавшимся. При этом лучше выбрать время фотосессии, когда естественного света максимально много. Идеально — утреннее или вечернее время, когда самый лучший свет, который фотографы называют “золотым часом”. Ну и на конец скажу, что при работе с детьми я всегда использую серийную съемку. Потом из всех снимков можно будет выбрать наиболее удачные.

— Какие есть особенности при работе с детьми разного возраста?

В возрасте до пяти лет дети наиболее фотогеничны. Они не стесняются, не зажимаются и ведут себя естественно. Скорее всего, они будут бегать и прыгать. Поэтому — тут совет фотографам — выдержку лучше ставить не меньше 1/200. Как я уже говорила, нужно придумать задание для ребенка и снимать на серийной съемке. При этом всегда нужно проводить съемку в игровой форме. А ещё у меня всегда с собой есть какие-то сладости для малышей.

С 6 лет ребёнок начинает смущаться. В этом возрасте дети чаще зажимаются и пытаются позировать. С ними можно пообщаться, узнать, что им нравится, какими они хотят видеть себя на снимках. Главный секрет при съемке от пяти лет до подросткового возраста — сделать так, чтобы они отвлеклись от камеры. Проще всего фотографировать детей на природе, вместе с друзьями или родителями.

Следующая категория — это подростки. Здесь главное прислушиваться к их желаниям и воплощать ту идею, которая будет им нравиться. Чтобы подросткам было легче, они должны привыкнуть к фотографу, поэтому я всегда стараюсь с ними общаться, хвалить, приободрять, показывать время от времени снимки.

— Вы входите в число лучших семейных фотографов Молдовы и Канады и в прошлом году получили премию United Talents Awards: Art & Design 2024 в этой номинации, к вам стоит очередь из семей. Вы для каждой придумываете индивидуальную концепцию или работаете более спонтанно?

Я формирую видение результата съемки еще на этапе подготовки, когда совместно с клиентом мы продумываем локацию, образы и время съемки. В зависимости от желаний клиента определяется идея, стиль и настроение будущих снимков. Потом в обработке я корректирую и обрабатываю снимки, чтобы достичь результата.

Что брать с собой на съемку — зависит от типа фотосессии. Для каждого жанра у меня есть свой список реквизита, который я высылаю клиентам. Эти знания приходят с опытом. В зависимости от тематики это могут быть любимые игрушки, мыльные пузыри, плед и фрукты. Многое я приношу сама — однажды привезла на съемку велосипед.

Одежда — отдельная тема, на нее уходит обычно больше всего времени при подготовке к фотосессии. Я смело могу рекомендовать людям, какие вещи и цвета будут лучше выглядеть, так как прошла отдельное обучение. Даже в самом простом гардеробе можно найти подходящие вещи. Как правило, на фото лучше всего выглядят однотонные и натуральные цвета одежды. Одно из моих любимых цветовых сочетаний — это все оттенки коричневого и голубой цвет, что вписывается в любое время года.

Фотографу нужно показать то, чем люди любят заниматься. Если они не дают идею съемки сами, я спрашиваю их, как они любят проводить время вместе. В каждой семье это свое занятие: кто-то любит играть в шахматы, кто-то устраивать пикники, а кто-то гулять с собакой в любимом парке или пускать мыльные пузыри. Эта идея обычно становится основой для фотосессии, добавляем реквизит для атмосферы. Люди расслабляются, выглядят естественными. У них искренние эмоции, так как они занимаются своим любимым делом.

Совет для фотографа: обычно в начале съемки я снимаю постановочные кадры, как среди фотографов принято их называть, “кадры для бабушки”, то есть фото, которые люди обычно печатают для рамок. И затем больше половины фотосессии я ловлю не постановочные моменты и эмоции, а снимаю семьи в движении или во время совместных игр.

— Во время судейства в конкурсе Photo+Design вы оценили больше 1000 работ как семейный фотограф с большим опытом. В свою очередь, ваши работы были признаны лучшими среди семейных фотографов в конкурсе United Talents Awards. Как вообще происходит оценка — ведь каждая семья уникальна? Что становится критерием?

Это так, но как член жюри я оценивала работы с профессиональной точки зрения: композиция, работа со светом, ретушь, а также то, насколько фотографу удалось передать эмоцию, характер героя и атмосферу момента.

Конкретно в этом конкурсе мы рассматривали снимки, обращая внимание на четыре ключевых аспекта. Это художественный уровень (оригинальность и авторский стиль), техническое мастерство (качество съемки, ретуши, композиции), эмоциональная составляющая (умение передать атмосферу или идею) и вклад в развитие сферы (новизна и социальная или культурная значимость).

Для меня было важно, чтобы в финале оказались живые и искренние работы с ярко выраженной индивидуальностью.

— Как фотограф, вы работали с огромным количеством семей. С какими работать легче, а с какими сложнее?

Легче всего работать уже с постоянными клиентами: уже не нужно знакомиться, люди знают, как ты работаешь, и если пришли снова, значит им все нравится. Нужно постараться стать для семьи не просто фотографом, а хорошим знакомым или другом, который поможет раскрыться и получить удовольствие от процесса, тогда съемка будет проходить легко.

С большими семьями работать сложнее, так как к каждому нужно найти свой подход и успеть запечатлеть моменты, когда каждый член семьи смотрит в кадр и при этом хорошо выглядит. Признаюсь, это не легко. На самом деле успех во многом зависит от умения фотографа устанавливать контакт и создавать комфортную атмосферу. Если фотограф способен расположить людей к себе — успех обеспечен.

— Какие ваши съемки стали для вас самыми любимыми, и почему?

Мне нравится каждая моя съемка: ко мне почему-то всегда приходят очень красивые люди, и я наслаждаюсь работой с ними. Если выделить какую-то из съемок, то одна из моих любимых работ — “Девушка на льду”. В рамках обучения я снимала серию девушки на коньках. Это была командная работа: мы долго подбирали образ, шили все на заказ. В назначенное время зимой мы вышли на озеро, где проходила съемка.  Там был очень красивый свет, розовая пышная юбка и шапка с варежками на модели гармонично вписывались в нежно-голубой оттенок снега и льда. Зимой съемки всегда получаются волшебными.

Также с теплом в душе вспоминаю одну из своих первых работ под названием “Свидание”. Герои этой съемки — маленькие мальчик и девочка. Идея была в том, чтобы показать, будто девочка долго ждала своего друга из дальнего путешествия, и вот он возвращается с чемоданом и цветами. Дети были очень искренние и им нравилось играть в такую игру — фотографии получились сказочными.

Василий Черный



*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов