Российские товары скоро смогут легко пересекать все границы
В России группой компаний Российский экспортный центр разрабатывается глобальный универсальный бренд «Made in Russia». Его называют «русской Alibaba». Министерство экономики сообщило, что государство окажет проекту административную поддержку. Однако, для стимулирования интернет-продаж российских товаров на иностранных рынках крупные онлайн-игроки должны сами создать канал экспорта.
На данный момент в проекте уже готовы участвовать структуры Владимира Евтушенкова, Дмитрия Костыгина, Александра Мамута, интернет-ритейлеры "220 Вольт", Wikimart и др. По предложению властей отечественныйе интернет-ритейлеры и экспортеры будут интегрироваться с американской eBay и китайской AliExpress. Стоит отметить, что иностранные компании не видят экономического смысла строить интернет-площадку "с нуля".
Глава Министерства экономики Алексей Улюкаев направил премьер-министру Дмитрию Медведеву проект доклада о содействии экспорта российских товаров с помощью электронной торговли. А вот итоговый доклад, согласно декабрьскому поручению Владимира Путина, должен быть представлен ему к 1 июля.
По мнению экспертов, одной из главных задач для стимулирования экспорта товаров из РФ в Министерстве экономики видят "создание крупными участниками рынка онлайн-ритейла канала экспортных продаж". Предполагается, что через него малый и средний бизнес будет получать комплекс услуг по принципу "одного окна".
Организацию взаимодействия между экспортерами, интернет-ритейлерами, провайдерами услуг, сопутствующих экспорту, институтами развития и госорганами целесообразно осуществлять в "пилотных" регионах.
Консультировать по вопросам поставки товаров за рубеж будет Российский экспортный центр (РЭЦ). Экспортеров также ждет "кредитная, страховая и гарантийная поддержка" от Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и Росэксимбанка.
Также Министерство экономики предлагает "усовершенствовать" процедуру идентификации иностранных покупателей. В противном случае у них могут возникнуть сложности при обслуживании в российских банках. Кроме того, министерство предлагает на базе отделений почтовой связи создать выделенные центры приема товарных партий для пересылки на экспорт с оплатой через Почта-банк. Чиновники также возьмутся за продвижение российских товаров за рубежом. Помимо этого, для "повышения уровня доверия иностранных потребителей" Российская система качества будет сертифицировать товары, а РЭЦ — разрабатывать универсальный бренд российских товаров "Made in Russia". То есть в идеальной картине, экспортеры продают товары, госорганы собирают много пошлин, банки получают свою прибыль. Представьте, каким будет мир, когда у предпринимателей всё получится.
Стоит напомнить, что на данный момент экспортерами считаются около 16 тыс. представителей малого и среднего предпринимательства (МСП), или 0,28% от общего числа малых и средних предпринимателей.
По оценкам экспертов Data Insight в прошлом году трансграничный сегмент интернет-ритейла в России подскочил на 88%, до 160 млрд руб. Общий объем интернет - торговли в РФ вырос на 16%, до 650 млрд руб.
Предложения об участии в проекте на данный момент поступили от онлайн-платформы и аналитической системы Seldon, интернет-магазина Wikimart, медиахолдинга Rambler&Co (владельцы товарного агрегатора Price.ru), компании "Таможенная карта", Тувинской энергетической промышленной корпорации (владелец Руслан Байсаров) и онлайн-ритейлера "Юлмарт".
Также участвовать в проекте планирует Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) вместе с созданным ею оператором ООО "Рус Интернет Экспорт".По данным экспертов "СПАРК-Интерфакс", 50% этой структуры принадлежит онлайн-ритейлеру "220 Вольт". Кроме того, управляющий партнер "220 Вольт" Алексей Федоров является также президентом АКИТ. Вчера же о своем интересе к "русской Alibaba" в рамках Петербургского Международного Экономического Форума -2016 заявил основной владелец АФК "Система" Владимир Евтушенков.
В предложениях Министерства экономики говорится: "Инструментом продвижения отечественных товаров могут стать глобальные электронные торговые площадки (AliExpress, Amazon, eBay, JD.com и иные), с которыми будет осуществляться интеграция российских информационных систем, в том числе при административной поддержке государства и институтов развития".
Стоит отметить, что , например, у главы представительства Alibaba Group в России Марка Завадского "нет четкого понимания, как это будет выглядеть и кто будет участвовать". С этим соглашается и гендиректор eBay в России Владимир Долгов. "Создать площадку можно, где трафик на нее взять? Только купить. Экономически достаточно странное решение: построить что-то и потом загонять туда трафик". При этом от предлагаемой в правительственном докладе "интеграции" предприниматели естественно не отказываются. "Интегрироваться с нами может кто угодно, у нас есть API (интерфейс программирования приложений), с нами ничего согласовывать не надо».