В России появится стандарт сервиса в отелях для деловых путешественников
В своем выступлении Дмитрий Горин, председатель Союза Агентств Делового Туризма, отметил, что на сегодняшний день деловой туризм является одним из самых перспективных направлений отрасли.
«Каждый четвертый турист в России – это деловой путешественник: из 90 миллионов общего количества поездок в туризме 23 миллиона приходится именно на них. В 2024 году столицу России посетили свыше пяти миллионов соответствующих туристов, около 20% всех гостей из российских регионов приезжали именно с рабочими целями. Программа развития столичного туризма предполагает увеличение этого показателя почти вдвое к 2030 году, до восьми миллионов ежегодно. При этом на государственном уровне стоит задача достигнуть показателя в 140 млн туристов в масштабах страны к 2030 году. По оценкам отрасли, 35 миллионов из них — это потенциальное количество деловых туристов. Однако четких стандартов качества обслуживания для гостиниц и мест проживания в сегменте делового туризма пока не существует. Введение соответствующих критериев станет важным шагом вперед для всей отрасли», — рассказал Дмитрий Горин.
По словам Дмитрия Смиркина, директора департамента по связям с общественностью и маркетинга Корпорации «ТУРИЗМ.РФ»:
«В 2024 году в России объём рынка делового туризма превысил 1 трлн рублей и является драйвером развития многих смежных отраслей. Деловой туризм повышает возвратность туристов в регион: к примеру, 40% деловых туристов, посетивших Москву в рамках бизнес-поездки, возвращаются сюда на отдых вместе с семьей, а чек делового туриста в 1,5–2 раза превышает траты других путешественников. В этой связи стандарты для объектов размещения в направлении делового туризма — важная инициатива, способная существенно продвинуть туристическую отрасль».
Решить задачу по формированию стандартов в деловом туризме для объектов размещения призван проект «Лучшие отели для делового туризма» группы компаний «Аэроклуб», реализованный в партнерстве с Фондом Росконгресс Проект поддержали ключевые отраслевые структуры: Комитет по туризму Москвы, Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, Правительство Нижегородской области, Ассоциация менеджеров, Союз Агентств Делового Туризма, Российский союз туриндустрии, Национальное конгресс-бюро и ведущие объединения бизнеса. На старте проект будет состоять из рейтинга «Лучшие отели для делового туризма» и экспертной премии «Лучшие отели для деловых путешественников».
Параметры будущего стандарта представила туристской индустрии Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб»:
«Безусловно, деловой туризм давно сформировался как самостоятельный и значимый сегмент туристической отрасли. За 30 лет нашей работы и развития сегмента выработался чёткий набор требований, без которых отель не может считаться «деловым». Проект позволит провести два измерения качества инфраструктуры объектов гостеприимства: рейтинг — на основе оценок и отражения потребностей деловых путешественников; премия даст экспертное измерение требований к отелям на основе оценок представителей региональных правительств, ключевых отраслевых структур, ведущих объединений бизнеса и корпоративных заказчиков. Первый срез со стороны деловых путешественников мы опубликуем уже в декабре этого года, а результаты экспертной оценки лягут в основу шести номинаций премии и будут представлены в феврале 2026 года на торжественной церемонии».
В основу стандарта войдут пять разделов для оценки: удобство расположения, качество рабочей инфраструктуры, скорость и качество обслуживания, питание, общий комфорт. Уровень автоматизации отелей — дополнительный блок критериев, который необходимо будет учитывать при будущей разработке стандарта и который требует развития. К примеру, в 2024 году 20% отелей России были не готовы к подключению технологии моментального подтверждения. Сегодня, когда корпоративный клиент привык заказывать такси за 2 минуты, а SLA между агентством и заказчиком — 30 минут, это зачастую становится решающим фактором выбора, отмечает Юлия Липатова.
Стандарт гостеприимства будет гибким и разработан для различных категорий отелей: по словам экспертов, категоризация (звёздность) не отражает специфику делового размещения, необходимы специализированные критерии. Кроме того, стандарт позволит в будущем также определить критерии отнесения отелей к такой категории, как «бизнес-отель».
Создание стандарта поддержано и индустриальным сообществом. Так, Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, отметил, что «отсутствие стандарта ведёт к разночтениям: каждый по-своему понимает потребности делового туриста. При этом необходимо идти по гибкой модели стандартизации, учитывая портрет гостя отеля». Поддержали разработку стандартов и крупные отельные группы. Виктория Кладиева, руководитель направления по связям с общественностью группы «Мантера», сообщила, что важно учесть в стандарте автоматизации переход к системе «единого окна» и внедрению экосистемного подхода в отелях для группового делового туризма. Максим Черноусов, директор по развитию Ассоциации менеджеров, считает, что «главным результатом создания и внедрения стандарта для отелей должно стать превращение их в «офис вдали от офиса», так как комфорт работы ценится выше стоимости размещения».
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

