Свобода в двух языках: успешные стратегии преодоления языковой тревожности на уроках английского Айгозель Язмурадовой

Айгозель Язмурадова

Языковая тревожность – один из главных и самых стойких барьеров в обучении иностранным языкам. Недавнее исследование Высшей школы экономики показало, что для ее преодоления важно учитывать не только учебные цели, но и личностные особенности учащихся. Добиться этого помогает создание безопасной среды для самовыражения, считает Монтессори-педагог, преподаватель английского языка в школе и вузе Айгозель Язмурадова, которая уже несколько лет развивает такой подход, сочетающий академические традиции и современные формы общения. Чтобы помочь ученикам научиться думать, рассуждать и уверенно выражать свои мысли на иностранном языке, она создала авторскую методику, которая позволила ее студентам стать победителями национальных олимпиад.

Методика свободы и осмысленного общения

Языковая тревожность может проявляться даже у тех, кто хорошо владеет грамматикой и лексикой, но не чувствует свободы в общении – использовать знания мешают страх ошибки и боязнь выступления перед публикой. Традиционные методы, основанные на контроле, усиливают психологические барьеры.

«Они строятся на заучивании и строгом контроле. Ученик, фокусируясь на том, что говорить нужно “правильно”, испытывает дополнительное напряжение. Создается замкнутый круг: нет практики – нет уверенности. Но язык – живой и требует смелости, и моя задача – дать ученикам эту уверенность», – говорит Айгозель Язмурадова.

Изучая причины языковой тревожности, которая мало исследована в педагогике Ро ссии и стран СНГ, педагог пришла к выводу, что преодолеть ее можно через опыт общения и поддержку. За время преподавания английского языка в школе и вузе Туркменистана она разработала методику, помогающую ученикам преодолеть страх и свободно использовать язык. Ее основой стало сочетание академических и инновационных практик – дебатов, творческого письма, проектных заданий и т. п. – форматов, стимулирующих, помимо речевой активности, развитие навыков критического мышления, аргументации и креативность – качеств, необходимых для успешного выступления на олимпиадах и в жизни.

«Когда ученик начинает думать на иностранном языке, тот перестает быть учебным предметом и начинает выполнять свои жизненные функции как способ самовыражения и общения», – объясняет автор методики.

В задачу педагога она ставит создание благоприятной среды для общения и смещение фокуса с оценки на самостоятельность и внутреннюю мотивацию учеников. Один из приемов вытеснения страха – дать ученику самому выбирать тему и того, с кем он будет работать. Тогда общение становится не обязанностью, а инструментом для достижения собственной цели.

Во время работы в Государственной академии искусств Туркменистана педагог организовала разговорный клуб, который регулярно посещали более 50 студентов – язык они практиковали через дискуссии, ролевые игры и творческие проекты. Занятия помогали закрепить грамматику, расширить словарный запас и снять страх перед публичными выступлениями. Несколько студентов под ее руководством стали победителями национальных олимпиад по английскому языку. Родители отметили у учеников рост уверенности, самостоятельности и творческой активности.

Расширение практики

Главный принцип методики Айгозель Язмурадовой – учить вкладывать смысл в фразы, а не только заучивать их и механически повторять, и не бояться ошибок, что является основой беглости и уверенности в разговоре. Разговорные клубы и ролевые игры, дебаты и публичные выступления, проектные задания и творческое письмо, которые она использует, учат применять язык в реальных ситуациях, развивают навыки живой речи и помогают свободно выражать мысли. По данным педагога, рост уверенности учеников в публичных выступлениях и способности к самостоятельному анализу текстов отразились на успеваемости – около 70% ее студентов улучшили академические результаты по английскому языку в течение одного учебного года. Новая методика отмечена благодарственным письмом ректора Государственной академии искусств Туркменистана за подготовку студентов.

Ее автор своим коллегам на методических семинарах и тренингах для преподавателей говорит, что хоть и создавала методику целенаправленно для подготовки к олимпиадам и конкурсам, применять ее можно и в повседневном обучении. Она помогает формировать внутреннюю мотивацию и интерес к языку у всех учащихся: и у школьников, и у студентов.

Таким образом, методика Айгозель Язмурадовой, основанная на философии Монтессори и подкрепленная обширным международным опытом, доказывает, что языковая тревожность – преодолимое явление. Фокусируясь на индивидуальной траектории, устранении страха ошибки и подготовке к реальному языковому многообразию, она готовит поколение студентов, которые умеют пользоваться иностранным языком уверенно, свободно и гибко. Сама педагог продолжает развивать свой подход и прошла стажировку в одной из зарубежных школ Монтессори.

Василий Черный