Город, которого мы не видим. Почему будущее мегаполисов под землей

Город, которого мы не видим. Почему будущее мегаполисов под землей
Роман Киптенко
В то время как наземное пространство крупнейших городов стремительно исчерпывается, под ногами людей скрывается колоссальный резерв, способный решить дефицит территории, разгрузить транспорт и уменьшить экологический след мегаполисов. Подземная среда может стать новым уровнем городской жизни – комфортным, энергоэффективным и безопасным. Но почему этот потенциал до сих пор недооценен? Мы поговорили об этом с Романом Киптенко – директором по строительству, который руководил созданием инженерных коммуникаций более чем для 1500 объектов, включая ГМИИ им. Пушкина, «Детский мир», высотки «Москва-Сити» и Высшую школу экономики.

ЭГ: Роман, сегодня все чаще говорят о том, что под землей скрыт огромный резерв городского развития. Почему, на ваш взгляд, эти пространства в России недооценены?

Роман Киптенко: В городах, особенно крупных, цена земли растет каждый год. Но парадокс в том, что при всех разговорах о плотности застройки мы продолжаем смотреть только вверх – строим выше и плотнее. А подземное пространство по-прежнему рассматривается лишь как место для коммуникаций. Хотя это огромный ресурс, который можно использовать гораздо шире. На сегодняшний день подземное строительство не рассматривается серьезно девелоперами, так как его себестоимость в России гораздо выше надземного. Кроме того, Застройщики пытаются уйти от сложных решений по укреплению котлованов и обеспечения гидроизляции. Однако, реализация мной множества проектов, особенно в условиях центра города показывает, что достаточно доработать имеющуюся исходную геолого-геодезическую документацию и адаптировать её под современные программные комплексы, в том числе BIM модель, чтобы начать промышленно применять уже имеющиеся типовые решения подземного строительства.

В мировой практике подземная среда уже давно стала продолжением города: это подземные пешеходные улицы, веломагистрали, магазины, арт-пространства, системы быстрых транспортов. У нас же потенциал в разы больше – но он не используется. Городам просто не хватает взгляда вглубь.

Я считаю, что не используя данный потенциал на этапе строительства можно сэкономить, однако эксплуатационный цикл объектов будет дешевле, а он на сегодняшний день важнее.

ЭГ: И что может появиться под землей в российских городах, если начать относиться к этому ресурсу всерьез?

Роман Киптенко: Прежде всего мы должны правильно распланировать уровни подземного пространства, учитывать сложившиеся геологические условия, Это позволит иметь почти полностью экологичную доступную транспортную систему в условиях города. Движение в этом направлении в мире уже началось. Уже сегодня мы можем наблюдать примеры успешно реализованных проектов – пешеходных и велосред, взять в пример Хельсинки и Стокгольм. Они независимы от сезона и погоды. Представьте себе возможность перемещаться зимой в тепле, летом в прохладе, не стоять на перекрестках и не ждать зеленый сигнал. Дальше – разнообразные торговые и офисные пространства, встроенные ТПУ.

И наконец – подземный общественный транспорт нового уровня: мелкозаглубленное метро, скоростные трамваи, системы с минимальными потерями времени на пересадках. Под землей можно делать маршруты короче, логичнее, а главное – не конфликтующие с наземным движением. Последнее, с учетом мощного развития электротранспорта, в ближайшее время тоже ждет спуск под землю.

Развитие подземных транспортных и промышленных площадок позволит значительно уменьшить углеродный след, а в дальнейшем при переходе на ВИЭ полностью от него избавиться.

При этом затраты на обогрев и охлаждение таких объектов будут значительно ниже, за счет использования земляного покрова как теплового барьера, а также, в отдельных случаях, источника теплоснабжения. Существующие на сегодня технологии, такие как рекуперация излишков энергии поступающей от подземных объектов, позволит частично заместить необходимую энергию надземных пространств.

ЭГ: Вторая важная тема, которую вы поднимаете – устойчивое развитие. Как подземные пространства могут сделать города более энергоэффективными?

Роман Киптенко: Преимущества очевидны, но о них мало кто задумывается. Земля сама по себе – прекрасный тепловой барьер. Если перенести часть инфраструктуры под землю, можно серьезно снизить теплопотери – а значит, и расходы на отопление и охлаждение. Не нужно бороться с ветром, солнцем, резкими сезонными перепадами. Уже сама среда работает на вас.

Следующий уровень – использование технологий зеркалирования и современных систем накопления энергии. Еще в древности люди направляли солнечный свет вглубь помещений с помощью зеркал, а сейчас это можно сочетать с интеллектуальными энергетическими системами. Это может значительно уменьшить затраты на постоянное освещение подземных пространств.

Кроме того, чем больше функций уходит под землю, тем меньше наземного транспорта, а значит – меньше выбросов. Это реальное снижение углеродного следа мегаполиса.

ЭГ: Звучит как сложнейшая инженерная задача. Правильно ли я понимаю, что создать подземный город без единой цифровой модели невозможно?

Роман Киптенко: Именно так. Под землей сегодня творится хаос: коммуникации проложены в разное время, разными организациями, без единой схемы. Поэтому цифровая модель подземного пространства – это единственный способ навести там порядок.

С помощью цифровой модели и искусственного интеллекта можно: расслоить уровни коммуникаций и транспорта; выделить критические зоны; проектировать новые пространства так, чтобы они не конфликтовали друг с другом; создавать удобную, быструю и экологичную подземную среду.

Кроме того, на сегодняшний день созданы достаточно большие археологические и геолого-геодезические архивы, требующие оцифровке и уточнению. Однако мы видим, что на сегодняшний день каждый новый застройщик на этапе подготовки проекта вынужден проводить данные изыскания фактически с нуля, что тормозит и удорожает проект.

В перспективе возможна реализация любой инженерной идеи вплоть до вакуумных транспортных тоннелей, где снижается сопротивление воздуха и эффективность движения резко возрастает. Да, это выглядит футуристично, но технически такие решения уже реальны.

ЭГ: Среди ваших идей есть одна особенно смелая – круглогодичная подземная велосреда. Почему вы считаете, что это должно стать приоритетом?

Роман Киптенко: Потому что это дешевый, быстрый и очень эффектный способ изменить город. Сегодня велосипеды становятся частью транспортной системы. Но 5–6 холодных месяцев в году делают велопути пустыми. Если создать подземную инфраструктуру для велосипедов – люди смогут безопасно и быстро перемещаться круглый год.

Это не требует сложного оборудования, крупных энергозатрат или гигантских инвестиций. Это создание комфортной среды, которая сразу снимает нагрузку с улиц, общественного транспорта и парковок. И главное – такую инфраструктуру можно строить этапами, подключая новые районы по мере развития.

ЭГ: С вашей точки зрения, почему города все еще боятся смотреть под землю? Что останавливает?

Роман Киптенко: Отсутствие привычки и системного подхода. Подземное пространство традиционно воспринимается как территория риска: сложно, дорого, непредсказуемо. Но сейчас технологии позволяют работать безопасно и эффективно. Другой вопрос – нужна политическая воля и долгосрочная стратегия.

Пока же у нас под землей живут «сюрпризы»: от забытых коммуникаций до пересекающихся инженерных сетей, о которых нет информации. Поэтому города боятся делать шаг – им кажется, что там слишком много неизвестных.

При этом все забывают, что современная Москва во многих районах являет собой фактически искусственную насыпь, на которой стоят многоэтажные дома и центры. Эта технология применялась давно и, как показывает практика, успешно

ЭГ: Что нужно сделать, чтобы подземное развитие стало реальностью, а не футуристической идеей?

Роман Киптенко: Три базовых шага. Во-первых, создать единую цифровую модель подземного пространства – 3D карту, где видно все: коммуникации, пустоты, опасные зоны, возможности для строительства.

Во-вторых, установить стандарты проектирования подземных объектов – чтобы коммуникации, транспорт, общественные пространства были согласованы между собой.

В-третьих, наладить стратегическое планирование, то есть понимать, какие районы города могут «уйти вглубь», где можно развивать транспорт, где – коммерческие функции, а где – инженерные коридоры. Когда появляется прозрачность и управляемость, страх исчезает. Остаются возможности.

ЭГ: Если посмотреть вперед: каким вы видите город будущего под землей?

Роман Киптенко: Это слоистая структура, в которой каждый уровень отвечает за свое: один для инфраструктуры, второй для транспорта; третий для пешеходов и велосипедистов; четвертый для коммерческих функций. То есть под городом еще один полноценный город, энергоэффективный, безопасный и логичный. И самое главное: он не разрушает наземное пространство, а наоборот освобождает его. Для парков, общественных пространств, жизни.

Анна Попова



*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов