Импортный алкоголь: каково состояние рынка
Тревожная новость пришла с алкогольного рынка. Поставки иностранного алкоголя в Россию могут остановиться уже в ближайшее время. Бизнесмены - импортеры столкнулись с острым дефицитом акцизных марок старого образца. Следует отметить, что новые не напечатаны из-за того, что до сих пор не проведен конкурс на выбор подрядчика.
Проблема довольно серьезная для всей сферы алкогольного импорта. Сложности с маркировкой алкоголя могут сорвать поставщикам высокий сезон в конце года, который обеспечивает компаниям до половины их продаж. И логично, будут сильно снижены поступления в бюджет. Импортеры, оценивающие ситуацию как критическую, готовят обращение к первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
По сообщениям участников рынка, на данный момент завершается выдача импортерам алкоголя акцизных марок старого образца, а по ряду номенклатурных позиций она уже прекращена в связи с отсутствием запасов на складе Центральной акцизной таможни. При этом выдача марок нового образца не производится. В Федеральной таможенной службе (ФТС), отвечающей за выдачу марок на импортный алкоголь отказались от комментариев.
По данным Союза импортеров алкогольной продукции (СИАП), проблемы с получением акцизных марок уже имеют последствия. Наблюдается приостановка или резкое снижение ввоза алкоголя отдельными компаниями.
Председатель правления организации Валерий Филатов поясняет: «Дело в том, что после реорганизации ФГУП "Гознак" в акционерное общество, завершившейся в мае 2016 года, а также в связи с изменением требований к маркировке алкогольной продукции, ФТС по закону о контрактной системе в сфере госзакупок должна была провести тендер на выбор подрядчика для производства акцизных марок нового образца. Однако конкурс до сих пор даже не объявлен. Проведение тендера, разработка, заказ, производство и поставка акцизных марок могут занять несколько месяцев. А новые марки должны были выдаваться уже с 1 июля.»
Сложности с получением марок, в том числе старого образца, возникли у компании - мейджора Bacardi(по информации представителей). По словам представителя другой крупной компании Simple Group Максима Каширина, его компания успела запастись марками, стоками и пока не испытывает сложностей, но если марки не появятся до сентября, то последствия будут очень болезненными.
Один из участников рынка прогнозирует, что часть ходового импортного алкоголя может закончиться уже к концу июля. Если проблема не будет решена до конца следующего месяца, импортеры рискуют пропустить высокий сезон в октябре--декабре. "Последние три месяца года обычно приносят около 50% продаж". Дело в том, что между получением марок и прибытием продукции в страну проходит около трех месяцев, которые необходимы на размещение заказа, выпуск и доставку напитков, то есть чтобы успеть хотя бы к ноябрю, получить марки необходимо не позже начала августа.
Напомним, что в прошлом году правительство уже продлевало сроки реализации алкоголя, маркированного акцизами старого образца, до 1 сентября 2016 года. В середине июня Минфин сообщил о разработке поправок к постановлению правительства и продлении сроков реализации алкоголя со старыми марками до 1 сентября 2017 года. Для бюджета данная ситуация означает уменьшение поступлений налогов и таможенных сборов от импорта и реализации алкогольной продукции. В СИАП считают, что для оперативного разрешения сложившейся ситуации правительство могло бы продлить выдачу акцизных марок старого образца и разрешить на переходный период заключение контракта с "Гознаком" без конкурса, так как он является фактически безальтернативным производителем.
На данный момент ритейлеры пока не ощутили проблем с поступлением товара. "Поставки осуществляются в соответствии с графиком",— сообщили в пресс-службе X5 Retail Group. "Запасы продукции позволят обеспечить представленность алкогольного ассортимента на полках в том числе на период, пока партнеры будут получать марку с усиленной защитой, которая была разработана в апреле текущего года",— рапортуют в ГК "Дикси".
Стоит отметить, что наиболее зависимыми от импорта являются средний и выше ценовые сегменты. Такое мнение озвучил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его данным, рынки виски, рома, джина и абсента зависят от заграничных поставок почти на 100%, вермута — на 35%, вина — на 20%, коньяка — на 15%. Как ранее сообщал "Ъ", в прошлом году из-за девальвации рубля и спада покупательской способности объемы ввозимого алкоголя стали снижаться: поставки виски упали на 22,3%, рома — на 35%, текилы — на 23,1%, тихих вин — на 32,6%, игристых — на 33,7%.