Тайна крушения самого большого советского самолета 30-х

«Максим Горький» подлетает к центральному аэродрому им. Фрунзе, Москва, 1934 год. Фото: wikimedia.org
«Максим Горький» подлетает к центральному аэродрому им. Фрунзе, Москва, 1934 год. Фото: wikimedia.org
Он был гордостью советской авиации, летающей громадой с размахом крыльев 63 метра – для своего времени «Максим Горький» был самым настоящим воздушным гигантом

В музее московского поселка Сокол, расположенного в одноименном районе столицы, есть странный экспонат. Рваный кусок металла, глядя на который невозможно предположить, что принадлежал он рухнувшему здесь самому большому самолету своего времени. Даже сегодня, спустя почти век после одной из самых резонансных авиакатастроф в истории отечественной авиации, произошедшей 18 мая 1935 года, многие ее подробности продолжают оставаться неизвестными.

Подарок «с размахом»

Началось все в 1932 году, когда группе творческой интеллигенции пришла мысль отпраздновать 40-летие литературной деятельности живого классика Максима Горького. Подарок писателю был задуман с размахом: ни больше, ни меньше – самолет. Ну, а раз уж самолет, то пусть он будет обязательно самым большим и, конечно же, агитационным.

Поздравлять решили всей Страной Советов. В самые короткие сроки был одобрен проект, предоставлены эскизы будущей машины, всем миром собраны 6 миллионов рублей на постройку. Над созданием будущего гиганта под руководством знаменитого Андрея Туполева трудилось множество людей и институтов. Неудивительно, что уже в начале июля 1933 года все подготовительные работы были окончены и на Воронежском авиационном заводе приступили к созданию АНТ-20, получившего имя «Максим Горький».

Советский «Титаник»

Самолет выпустили в небо уже через год, в июне. Чего в нем только не было! Громкоговорители для агитработы с неба, установка для показа фильмов, собственные типография и фотографическая лаборатория, несколько радиопередатчиков, неплохая библиотека и даже механизм пневматической почты.

Так как предполагалось, что на борту будет находиться большая агитбригада, то были оборудованы помещения для комфортного ее размещения. В полостях крыльев даже установили двухъярусные кровати. На самом деле самолет мог использоваться не столько для перемещения по стране агитбригады – этого добра хватало в избытке и на местах. Скорее, он пригодился бы как передвижной штаб для высшего руководства страны. Поэтому внутри всё было оборудовано по высшему разряду. Этакий воздушный «Титаник» для обласканных властью.

В разработке были впервые применены несколько инноваций, равных которым не было. Например, бортовая электростанция, в которую входили два бензиновых двигателя, два генератора постоянного напряжения и два генератора переменного тока. Транспортироваться гигант мог в типовых товарных вагонах: конструкция легко разбиралась и укладывалась в контейнеры.

До весны 1935 года самолет прошел обкатку на подмосковных аэродромах, а во время первомайской демонстрации уже совершил торжественный пролет над Красной площадью в сопровождении двух истребителей, «висевших» у него на кончиках крыльев для создания визуального контраста.

Огромный самолет рядом с обычными «ястребками» представлял собой внушительное зрелище. Фото: wikimedia.org
Огромный самолет рядом с обычными «ястребками» представлял собой внушительное зрелище. Фото: wikimedia.org

Происшествие в городе-саде

В начале 30-х годов в Москве, на территории нынешнего Северного административного округа, появился кооперативный поселок Сокол, воплощавший популярную идею «города-сада». 18 мая 1935 года вся эта пастораль была разрушена чудовищным взрывом. На поселок упал самолет. Даже два самолета. Осколки разбросало по огромной территории, дома 4 и 6 по улице Левитана были практически разрушены. Огромной удачей стало то, что никто из жителей поселка не пострадал.

Зато погибли все, кто в момент крушения был на борту: семьи и дети разработчиков и строителей самолета, которых в день официальной передачи гиганта к месту его последующей службы решили покатать над Москвой.

Любое событие призвано было прославлять инженерную мысль и рабочие руки великой страны, потому и передача АНТ-20 в агитэскадрилью происходила в торжественной обстановке. На аэродроме были установлены кинокамеры, работала съемочная группа. В небе рядом с гигантом должны были находиться два малых самолета, чтобы собравшиеся зрители могли оценить габариты «Максима Горького».

Фотография, сделанная за несколько минут до катастрофы. Фото: wikimedia.org
Фотография, сделанная за несколько минут до катастрофы. Фото: wikimedia.org

Все пошло не так, когда летчик-испытатель Николай Благин, сидевший за штурвалом истребителя сопровождения, вдруг начал выписывать кренделя вокруг АНТ-20. Юркий «ястребок» исполнил несколько фигур высшего пилотажа, но на «мертвой петле» потерял скорость, завис в верхней точке и сорвался вниз в момент, когда под ним находился медленно совершавший круг почета «Максим».

Самолет Благина пробил обшивку крыла и застрял в ней. АНТ чудом удержался на прежней траектории даже после такого мощного тарана. Специалисты, изучавшие историю крушения, предполагают, что опытные летчики, возможно, даже смогли бы посадить машину, но оторвавшийся от «ястребка» хвост довершил дело, разрушив системы управления.

«Максим» взорвался в небе, унеся с собой жизни 55 человек, 6 из которых были детьми.

Секретные материалы

Пилот Благин похоронен вместе с другими жертвами авиакатастрофы. Его семья получила помощь от государства «по потере кормильца». Тем нелепее кажется одна из версий, по которой пилот специально пошел на таран знаменитого на весь мир самолета-гиганта из политических убеждений.

Одно время эту версию усиленно продвигала польская пропаганда, напечатавшая якобы подлинное письмо Благина, насквозь пропитанное антикоммунистическими настроениями. Русское эмигрантское движение в Париже подхватило эстафету и тоже попыталось очернить летчика, перепечатав фальшивку в одной из своих газет.

Наиболее вероятной версией кажется та, где говорится о пришедшем «сверху» приказе не ударить в грязь лицом и показать товарищу Сталину и всему миру, что наши летчики – самые лучшие в мире.

Дело в том, что за пару дней до показательного полета АНТ-20 Сталин смотрел зарубежные авиахроники, где самолеты исполняли групповые фигуры высшего пилотажа. Руководство ВВС решило выслужиться. И за полтора часа до вылета с пилотами сопровождения встретились Ряжский и Пуллин – кинодокументалисты, на которых возложили обязанность запечатлеть для потомков мастерство советских летчиков. Летчикам пришлось дать согласие в обход своего непосредственного начальства.

Ряжского и Пуллина после трагедии сделали козлами отпущения и осудили. В прессе виноватым сделали Благина, приписав ему нарушение дисциплины и своеволие. Погибшие в катастрофе похоронены на Новодевичьем кладбище.

Мемориал погибшим в катастрофе 18 мая 1935 года, Новодевичье кладбище, Москва. Фото: wikipedia.org
Мемориал погибшим в катастрофе 18 мая 1935 года, Новодевичье кладбище, Москва. Фото: wikipedia.org

С тех пор прошло много лет. Дачный город-сад «Сокол» стал частью Москвы, на смену «Максиму Горькому» пришли другие самолеты-гиганты. Но как и почему произошло крушение именно этого воздушного «титаника», мы пока не знаем и, возможно, не узнаем еще долго. Ведь киносъемка трагедии до сих пор находится в секретных материалах дела.






Как мы поставили рекорд по сбитой авиации ВСУ
Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!