Когда трудно, мне всегда говорят: «Ну ты же Маресьева!» - и это придаёт сил
Люди, связанные с небом, - необыкновенные. Особая каста! - считает правнучка легендарного летчика
В мае этого года страна отметила 100-летие Героя Советского Союза Алексея Петровича** МАРЕСЬЕВА. В годы Великой Отечественной войны, лишившись обеих ног, он снова сел за штурвал самолета. Летал с протезами, бил врага. Но мало кому известно, что потомки человека-легенды тоже связаны с авиацией. Знакомьтесь: правнучка прославленного аса Алиса МАРЕСЬЕВА. Старший бортпроводник «Аэрофлота» - кстати, одна из самых молодых в авиакомпании, будущий кандидат юридических наук и просто красавица. С такой стюардессой и летать не страшно!
«Окошко» для беседы в плотном графике Алисы Маресьевой нашлось как раз незадолго до Международного дня бортпроводника - его отмечают 12 июля. Через день после разговора девушка улетала в Симферополь, потом ее ждал Пекин.
Между рейсами можно поплавать в бассейне на 57-м этаже отеля «Marina Bay Sands» в Сингапуре. Фото:
Алисе в августе исполнится 31. В профессию она пришла шесть с половиной лет назад, но, говорит, была влюблена в небо с детства.
- Я очень ждала, когда «Аэрофлот» откроет набор в бортпроводники - два года он не проводился. Конкурс был огромный. Больше всего дрожала перед медкомиссией. Но мама сказала то, что когда-то говорили Маресьеву, - об этом в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого написано: «Алиса, ты же советский человек! Прадедушка летал без ног, а ты боишься, что не пройдешь медкомиссию. Ты же Маресьева!» И это придало сил и уверенности в себе.
Алексей Петрович** - мой двоюродный прадед по отцовской линии. К сожалению, мне не довелось с ним встретиться - после развода родителей с родственниками по отцовской линии мы почти не общались. Кстати, сын моего родного прадедушки Николая Петровича* - брата Алексея Петровича**, мой дед Юрий Николаевич Маресьев, тоже был летчиком-истребителем.
Историю подвига прадеда, мне кажется, я знаю с рождения. Хотя сам Алексей Петрович** не считал, что совершил что-то героическое, говорил, мол, таких, как он, очень много. Но его отличали огромная сила воли и желание летать. Героя Советского Союза ему ведь дали не за то, что он ног лишился, а за то, что сбил вражеские самолеты, когда вернулся в строй.
Алиса признаётся: во время отдыха уже через неделю она начинает скучать по небу. Фото:
В семье о прадедушке часто вспоминали, но никто не выпячивал тот факт, что мы родственники Алексея Петровича**. Наоборот, старались это не афишировать. В школе, в институте меня часто спрашивали: «А знаешь, был такой пилот?» Я говорила: «Да, знаю». Но старалась дальше тему не развивать.
При приеме на работу у меня уточнили, почему я хочу пойти в авиацию. Я сказала: «Это гены. Мои прадедушка, дедушка, бабушка, папа - все связаны с небом». Члены приемной комиссии посмотрели на фамилию: «А, ну понятно».
Я твердо решила: выйдя замуж, останусь Маресьевой. У меня две младшие сестренки, так что фамилию надо сохранить. К счастью, любимый человек относится к этому с пониманием.
- Вы рассказывали, что мама тоже хотела стать стюардессой, но бабушка ее не пустила. Почему?
- Раньше это была немного другая профессия. Бортпроводникам приходилось убирать салон, и бабушке не хотелось, чтобы мама этим занималась. А ее слово в семье было законом. Суровая женщина была, командир. Служила механиком в авиационном полку Марины Расковой, много рассказывала о войне, вспоминала и курьезные случаи. Особенно любила историю о том, как ее заставляли стирать брови и ресницы. У нас у всех в семье по женской линии они очень черные, так вот командир думал, что она их рисует. «Плакала - и терла», - смеялась бабушка.
Как всякая девушка, Алиса обожает селфи. Фото:
- «Повесть о настоящем человеке» вы, наверное, наизусть знаете?
- Перечитывала несколько раз, каждый раз открывая для себя новое. Но это все-таки художественное произведение - с небольшими преувеличениями. Например, придумана любовная история с девушкой Ольгой - в жизни ее не существовало. И с ежиком не совсем так, как описано в книжке, было. Алексей Петрович** распорол ему брюхо, но съесть не смог. Зато, когда прадедушка лежал на снегу, ему в рот заползла проснувшаяся по весне ящерица. Но он ее спугнул - только хвост пожевал, который она отбросила. Прадедушка сам об этом рассказывал.
Русское гостеприимство
- Алиса, у вас два высших образования - стюардессе они необходимы?
- Мой папа - отчим, который меня воспитал, - сказал, что летать - это, конечно, прекрасно, так как он сам пилот «Аэрофлота», но нужно, чтобы у меня была база в жизни. И я, как мама, пошла в юридический. Окончила Российскую академию государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ. Пишу кандидатскую на тему «Безопасность воздушного движения как объект уголовно-правовой охраны» - там будет все, что связано с авиадебоширами, захватом самолета и т. д. Кроме того, защитила магистерскую диссертацию по специализации «Управление человеческими ресурсами».
- Дебоширов усмирять доводилось? Вообще бортпроводникам приходится применять физическую силу?
- С хулиганами сталкивалась, но усмирять их нет - для этого есть специально обученные люди. Что касается физической силы… Поднос, который мы поднимаем, обслуживая пассажиров, в воздухе весит в два раза больше, чем на земле. И тележки, которые по салону передвигаем, не легкие. Кроме того, бортпроводники делали замеры - вешали себе счетчики километража. До 11 километров за средний рейс набегало!
- Внештатные ситуации на борту случались?
- Самая памятная - мы летели на Боинге-777 в Гонконг. У одного из пассажиров стало плохо с сердцем, и нам пришлось сделать вынужденную посадку в Екатеринбурге. На меня это произвело сильное впечатление. И хотя ребята говорили, что внешне я была абсолютно спокойна, внутри у меня все взрывалось. К счастью, обошлось - мы спасли человеку жизнь.
МАРЕСЬЕВ: настоящий человек
- В газетах по этому поводу написали, что экипаж решил перестраховаться и совершить посадку, на что вы довольно резко ответили в соцсетях. Процитирую: «Что значит «перестраховаться решили»? А вы там были? Пульс меньше 20! Без сознания почти 12 минут!» - написали вы.
- Когда мы буквально за 20 минут слили тонны топлива и экстренно сели и когда члены экипажа приводили пассажира в чувство, а 400 пассажиров телефонами нас снимали, мешая работать, было очень тяжело. А потом читаем, что мы «решили перестраховаться» - то есть в принципе все было нормально, но мы решили на всякий случай сесть. Хотя такого понятия, как «перестраховаться», вообще нет. Посадить самолет вынужденно - это большая ответственность, которую берет на себя командир корабля. Произошла задержка рейса, пассажиры потеряли стыковки, экипаж устал эмоционально и физически. И я как старший бортпроводник от лица всех выступила.
- И правильно сделали - такие пассажи идут от незнания особенностей работы на борту. Читала другой ваш комментарий - на статью о том, в каких просьбах «стюардесса не может отказать».
- Ой, там вообще смешно! «Пересадить в бизнес-класс при наличии свободных мест». Я не знаю, в какие времена была возможна такая пересадка. Да, пассажиры подходят, просят пересадить, но повышение класса допускается только на стойке регистрации в аэропорту. Некоторые начинают: «Ну, вы понимаете, что мы хорошо заплатим?» Хорошо - это, пожалуйста, всю жизнь обеспечивайте мою семью, потому что за это можно потерять работу.
Алексей Петрович** МАРЕСЬЕВ с женой Галиной и сыном Витей на даче (начало 1950-х)
- Еще было написано, что пассажиры могут бесконечное число раз просить воду и прочие напитки и смело требовать добавочное питание.
- Когда я летаю в отпуск, допустим, Сингапурскими авиалиниями, - у них в принципе нет такого, что после обслуживания ты нажимаешь кнопку вызова, и тебе что-то несут. У них кнопка вызова - это экстренный случай. Я сама видела: пассажир вызывал экипаж несколько раз - ему принесли кислородный баллон.
У нас по-другому. Принцип нашей компании - русское гостеприимство с элементами европейского сервиса. Мы предложим и дополнительный напиток, и плед - нам не сложно, тем более на длинных перелетах мы и так каждые полчаса разносим напитки. Но соблюдать меру все-таки нужно. Тем более, питание загружают строго по количеству пассажиров. И не надо ничего требовать - можно просто попросить. Мы не откажем.
- Российские пассажиры отличаются от иностранных?
- Иностранцы, как правило, путешествуют разными компаниями, но «Аэрофлот» выделяют как одну из лучших по сервису. В западных компаниях даже на пятичасовых рейсах нередко питание - это только бутерброд и чай. Иногда просто вода. У нас же два полноценных обеда. Но наши пассажиры зачастую летают только «Аэрофлотом» - им не с чем сравнить. Поэтому ожидания и требования у них выше.
Бабушка нашей героини Антонина Фёдоровна АРТАМОШИНА служила в истребительном 586-м полку Марины РАСКОВОЙ, а сама девочка к профессии примерялась с детства. Фото:
Жена пилота - отдельная профессия
- Что вас радует в вашей работе, а что кажется трудным?
- Трудности - это смена часовых поясов, климата, долгий перелет. Я летаю, например, в Лос-Анджелес, это 11 часов в воздухе. Разница во времени огромная, ты порой не понимаешь, где находишься, не знаешь, какой сегодня день недели. Но все минусы - они же и плюсы. Потому что есть возможность попасть из зимы в лето, а из жары - в прохладу. Побывать в разных странах - у нас бывают продолжительные командировки, когда есть возможность что-то посмотреть. В Лос-Анджелесе, например, мы отдыхаем сутки. Часто берем машину напрокат и всем экипажем едем к океану или в Голливуд.
На Мальдивах четыре дня живем на острове - купаемся, загораем. Нью-Йорк - это шопинг. Перед Новым годом все туда стремятся попасть - там очень красиво, к тому же повсюду идут распродажи. В России все любят рейсы в Симферополь, где по прилете и пассажиров, и экипаж угощают шоколадными конфетами. В Иркутске недавно вот закупились медом и рыбой. Такие приятные бонусы.
- Хорошая у вас работа!
- Как патриот «Аэрофлота» скажу, что эта компания - один из самых стабильных и привлекательных работодателей. У нас хороший соцпакет, отпуск два раза в год общей продолжительностью 72 дня, возможность отдохнуть в санаториях, билеты на перелеты со скидкой, детский садик...
- В вашей кочевой жизни кто-то и мамочками успевает стать?
- Некоторые по трое-четверо ребятишек рожают - при желании все можно успеть. У нас часто создаются семьи между сотрудниками. Потому что никто тебя не поймет так, как тот, кто сам связан с авиацией.
И знакомства с пассажирами, бывает, доходят до брака. Есть очень много часто летающих пассажиров, с которыми мы попадаем из рейса в рейс. Со мной такой человек на нью-йоркском рейсе раз 15 уже летал - здороваемся с ним как давние знакомые.
- Одна мудрая женщина мне говорила: никогда не выходи замуж за врача, моряка и пилота…
- Папа тоже был против моих отношений с летчиками, потому что он сам пилот и знает что-то такое, видимо. Но для меня все люди, связанные с небом, - особая каста. Они не обыкновенные. Я воспитана в уважении к ним и всегда смотрю на них с восхищением.
Жена пилота - это отдельная профессия. Мама с отцом недавно отметили 30-летие совместной жизни. Я маму спрашиваю: «Как можно столько времени прожить с одним человеком?» А она в ответ: «Ну, его же никогда нет дома». Каждое возвращение папы - как праздник. Поэтому и удалось сохранить нормальные отношения. Люди просто не надоедают друг другу.
- Алиса, поздравляем вас и ваших коллег с профессиональным праздником. Что вам пожелать в дорогу?
- Чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок - так у нас говорят.
- От всей души желаем!
Новый «Экипаж» - красивая сказка, считает Алиса Маресьева:
- Я выросла на старом фильме «Экипаж». Много раз смотрела его вместе с папой. Это единственная картина, на которой он - мужчина под сто девяносто ростом - в какие-то моменты плачет. С точки зрения достоверности каких-то авиационных моментов - там, конечно, есть выдумка. Например, перемещение из одного самолета в другой во время полета. Этот фильм надо воспринимать как красивую, романтичную сказку с захватывающими спецэффектами. Хотя персонажи узнаваемы. У нас много молодых, амбициозных ребят, подобных герою Данилы Козловского, а Владимир Машков очень похож на наших строгих командиров.
Данила КОЗЛОВСКИЙ и Владимир МАШКОВ в фильме «Экипаж» сыграли убедительно, но сама картина авиаторов не впечатлила
И сюжетная линия с женщиной-пилотом хорошо показана. Могу подтвердить: женщины справляются с этой работой ничуть не хуже мужчин. Хотела бы я попробовать себя в этом качестве? Я воспитана папой-пилотом и считаю, что все-таки это мужская профессия. Хотя, возможно, когда-нибудь получу свидетельство коммерческого пилота.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов