Россия заработала на еде больше, чем на оружии
Благодаря эмбарго удалось поднять многие отрасли, утверждают независимые эксперты
Ведущее информационное агентство мировых финансовых новостей и аналитики Bloomberg разродилось статьей, в которой утверждает: наша страна стала отправлять за границу больше сельхозпродукции. И это оказалось выгоднее военного экспорта и продажи нефти.
В подтверждение своих выводов издание приводит группу компаний миллиардера Вадима Мошковича «Русагро», производящую сахар и мясо. В прошлом году она получила господдержку в размере около 3 миллиардов рублей и не платила налогов с выручки. В результате ее чистая прибыль выросла на 33 процента, что на 28 пунктов выше, чем у «Лукойла».
По расчетам издания, даже война на Ближнем Востоке сыграла сельхозпроизводителям на руку. После того как Турция сбила российский самолет, Москва запретила ряд продукции своей бывшей союзницы.
Главное достижение продовольственной стратегии нашей страны аналитики связывают с производством зерна. Россия обошла США, став в этом году крупнейшим экспортером пшеницы. Не подвел урожай и других культур: кукурузы, риса, соевых бобов и гречихи. Чувствуя поддержку государства, отмечает Bloomberg, многие предприниматели заявили о намерении получить участок в плодородных регионах. Инвестиции в землю – тенденция нового времени, - заявляет руководитель бизнес-направления Sberbank Private Banking Евгения Тюрикова.
Глава «ФосАгро», олигарх Андрей Гурьев, крупнейший владелец недвижимости, президент группы компаний «Ташир» Самвел Карапетян, гендиректор «Русала» Олег Дерипаска и владелец инвест-группы Volga Group Геннадий Тимченко – издание называет наиболее успешных бизнесменов, сумевших использовать ситуацию в сельском хозяйстве с наибольшей выгодой. В выигрыше оказался и министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Как утверждается в статье, принадлежавшая его родственникам фирма «Агрокомплекс» увеличила размер обрабатываемой земли с 200 до 456 тысяч гектаров и с 2013 года утроила чистую прибыль.
Эти успехи стали возможны несмотря на то, что многие фермерские хозяйства сегодня неэффективны и обвешаны долгами. По словам гендиректора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, коровы в России дают в 2,5 меньше молока, чем в некоторых других странах. Дороги и инфраструктура находятся в плачевном состоянии, современное оборудование встречается редко, а говядина и сыр выпускаются в недостаточном количестве. И тут важно не только вкладывать деньги, но всячески поддерживать начинания энтузиастов, отмечают аналитики.
И все же избыток зерна в сочетании со слабым рублем помогли увеличить экспорт продовольствия до рекордных 20 миллиардов долларов в 2015 году – это больше, чем страна получила с продажи оружия. Всего объем сельхозпроизводства вырос на 3 процента, что смягчило общий спад экономики. И пока экспорт увеличивается, импорт сокращается. Россия снизила покупку зарубежных продуктов питания примерно на 40 процентов с 2013 года.
Фото с сайта
- Если бы меня спросили, какое самое надежное и доходное дело, в которое сейчас можно инвестировать, я бы ответил, сельское хозяйство, − заявил бывший офицер КГБ, а ныне крупнейший производитель картофеля в России Александр Лебедев.
Bloomberg отмечает: Путин полагается не только на богатых россиян. Наша страна завлекает компании из Азии и Ближнего Востока. РФПИ совместно с Китаем создают фонд в размере $ 2 миллиардов для инвестиций в сельскохозяйственные проекты. Сформирована российско-тайская фирма, которая должна построить крупнейший комплекс по производству молочных продуктов. Москва работает с египетскими банками над проектом экспорта российского зерна через Суэцкий канал. Если проекты окажутся успешными, заявленная президентом России цель экономической переориентации с Запада в сторону рынков развивающихся стран, будет достигнута.
Но как бы не шли дела, главный груз преобразований, как всегда, ложится на плечи простых тружеников. «Мы работаем не покладая рук, чтобы выполнить планы, − заявила одна из работниц тепличного комплекса «Южный», которым владеет миллиардер Владимир Евтушенков. – И, естественно, хотим, чтобы нам повысили зарплату».