Потребители увеличили покупку квартир и машин на волне экономической стабилизации
Всплеск позитивного настроения в потребительском поведении граждан в первом полугодии 2016 года и увеличение реальных зарплат обернулись ростом покупок автомобилей и квартир в кредит. Такое поведение российских семей не связано с долгосрочными планами увеличения потребления. Оно лишь показывает новую стратегию адаптации к девальвационным и инфляционным рискам.
Стабилизация инфляционных ожиданий (14%) сопровождается сохранением потребительской уверенности на прежнем уровне, а потребительские ожидания домохозяйств на следующий год даже росли вплоть до июня.
Схожие наблюдения содержатся и в мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения РАНХиГС. В июне росла доля тех, кто не видит изменений в экономике. А вот тех, кто наблюдает ухудшение ситуации и называет происходящее кризисом,— снизилась, но составляет более 30%.
Помимо замедления инфляции и ожиданий стабилизации курса рубля, позитива российским домохозяйствам добавило увеличение реальных зарплат. Зарплаты увеличивались в первом полугодии 2016 года.
И хотя расчеты Всемирного банка свидетельствуют о рекордном всплеске безработицы в конце второго квартала, опасения граждан быть уволенными или попасть под сокращение оклада (по данным ЦБ) стабилизировались на уровне 37-40%.
Среди представителей среднего класса доля респондентов, опасающихся увольнения, уменьшилась с 44% (в первом квартале 2016 года) до 39%( во втором квартале 2016 года), свидетельствуют показания потребительского "индекса Иванова" Sberbank CIB.
Норма сбережений граждан в первом полугодии сокращалась, а темпы падения потребления замедлялись. Во втором квартале 2016 года потребление непродовольственных товаров снизилось на 0,3% (против 0,6% за первый квартал).
А вот темпы спада потребления продовольствия, напротив, ускорились.
Всплеск частного спроса был поддержан резким увеличением объема вновь выданных кредитов в первом квартале (на фоне снижения процентных ставок).
Взятые в долг средства граждане потратили на покупку квартир, автомобилей и электроники. При этом (согласно опросам ЦБ) отношение домохозяйств к покупкам в долг стабильно негативное — лишь 7% собираются взять новый кредит в ближайший год. Число заявивших о наличии в их семье кредита за последний год выросло с 34% до 36%, причем в первую очередь — за счет роста ипотечных и автокредитов".
Следует заметить, что наибольшую потребительскую активность проявляет средний класс. В составе "индекса Иванова" оценка условий для совершения крупных приобретений стабильно росла.
Скачок кредитования вылился не только в фактическое потребление непродовольственных товаров, но и в увеличение размера ежемесячных платежей по кредитам в семьях — с 7 тыс. до 8 тыс. руб. за последние три месяца.
По данным Объединенного кредитного бюро, с января по май 2016 года количество просроченных ипотечных кредитов увеличилось на 22%, а объем просроченной задолженности по ипотеке — на 17%. А по данным Национального агентства финансовых исследований, половина ипотечных заемщиков выплачивает по кредиту более 30% своих доходов. При этом общая оценка доходов семьи в последние три месяца (согласно опросам ЦБ) остается стабильной.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что наиболее привлекательным способом компенсировать инфляционные потери россиянам кажутся инвестиции в иностранную валюту, а также, в меньшей степени, в недвижимость.