Увольнение учительницы из-за спектакля по Хаксли: за и против

В постановке, на которую привела преподаватель своих учеников, рассказывалось об обществе потребления, основанном на подчинении и «промывке мозгов». EG.RU поинтересовался, что думают по поводу увольнения педагога эксперты
За походом школьников на спектакль по по роману писателя Олдоса Хаксли была уволена их учительница

Учительница одной из школ Москвы сводила своих учеников на спектакль «О дивный новый мир» по роману писателя Олдоса Хаксли, который поставили в театре «Модерн». А вскоре стало известно, что преподаватель уволена с работы.

Напомним, в романе-антиутопии «О дивный новый мир» раскрывается тема тоталитарного режима будущего, основанного на принципах потребления, социального расслоения, подчинения и «промывки мозгов».

«Дети пришли со спектакля и их, наверное, спросили, в школе или родители: «что вы там увидели?» на что дети сказали - «свободную любовь». И эту учительницу уволили за растление. За что?? Это мировой бестселлер, это знаковое произведение. Учительница привела людей в театр! Ну даже если вдруг чего-то не то, надо разобраться», — сказал в интервью «Комсомольской правде» художественный руководитель театра Юрий Грымов.

Он предположил, что руководство школы просто использовало этот повод, чтобы расстаться с нежелательным сотрудником.

«Сейчас я этим вопросом серьезно занят, напишу письмо в Министерство образования. Получается, что мы сейчас участники судьбы этой женщины. То есть мы сделали работу, которой гордимся, а ее уволили, она безработная теперь будет. Эта большая трагедия, это очень серьезно, это надо пресечь, об этом надо говорить!», — заявил Грымов.

«Увольнение учителя в такой ситуации - наступление на его права»

В беседе с EG.RU своим мнением о создавшейся ситуации поделилась директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. По ее мнению, за учителем надо сохранить право водить детей на такие спектакли.

«Я думаю, что и театр, когда ставил этот спектакль, думал о том, что Хаксли в списке для внеклассного чтения, - это все на стороне учителя. Но с другой стороны мы знаем, какие  у нас сегодня общественные настроения, которые очень хотят оградить, поставить какие-то призрачные заслоны. Мне кажется,что консерватизм этой позиции, может и имел бы какой-то успех, если бы он выливался в какие-то очень серьезные и интересные действия, которые бы замещали и предлагали альтернативу тех же самых спектаклей, мероприятий, обсуждений, выставок, на которые ребятам в этом возрасте было бы интересно пойти», — сказала Абанкина.

На деле получается, что из-за этой консервативной позиции увольняют учителей, отметила эксперт. По ее мнению,  такая реакция руководства школы - наступление на  доверие к  академическим правам учителей, к их
академической автономии и свободе, а это очень печально.

«Еще раз подчеркну, что в современном мире запретительная позиция, даже если и имеет право на существование, может быть оправдана, если она ведет к
конструктивным возможностям, если она создает новые альтернативные
возможности, а не просто выливается в увольнения, сокращения, в
репрессии, вот это меня очень смущает — именно репрессивный
характер консервативной позиции», — заключила Ирина Абанкина.

«С родителями стоит заранее обсуждать, на какой спектакль пойдут дети»

Прокомментировать это увольнение EG.RU попросил также депутата Госдумы Виталия Милонова, по мнению которого, подобной ситуации можно было бы избежать, если бы с родителями заранее обсудили, на какой спектакль пойдут школьники. В этом случае никаких вопросов не возникло бы, считает парламентарий.

«И почему обязательно учителя, преисполненные каких-то авангардистских наклонностей, хотят отвести детей на какие-то не бесспорные экспериментальные постановки, которые имеют право на существование для взрослой аудитории, но детям это может не совсем подходит», — отметил Милонов.

Этим конкретным  случаем, считает он, должно заниматься министерство образования Москвы. Задача общества же - сделать так, чтобы в будущем подобное не повторялось.

«У нас же нет нравственных критериев в образовании — куда можно, куда нельзя. Если классика русская — можно, а если современная постановка, тогда сделайте как в США  — определите, куда допускаются дети с 6 лет, где с 12 лет. А спектакль о свободной любви — эту гадость дети и так успеют посмотреть, или
взрослый спектакль, а детей туда зачем водить тогда?», - заявил Виталий Милонов.

Вам может быть интересно: