Какие тайны скрывает секретный бункер Гитлера на Украине

Адольф Гитлер на совещании с генералами Третьего Рейха, октябрь 1941 г. Фото: wikimedia.org
Адольф Гитлер на совещании с генералами Третьего Рейха, октябрь 1941 г. Фото: wikimedia.org
«Вервольф» был одной из главных Ставок фюрера, но многие считают, что в этом районе у мечтавшего стать властителем мира Гитлера был и другой, тайный интерес

Знаменитая Ставка Гитлера, находящаяся в восьми километрах от Винницы, действовала с июля 1942 года до марта 1944-го.  Это был не просто бункер, а мини-город – с комплексом зданий, уходящих под землю на семь этажей, многочисленными дотами, сложнейшей сетью коммуникаций, электростанцией, огородным хозяйством. Есть сведения, что план его постройки начали разрабатывать еще задолго до нападения на Советский Союз: Гитлер имел грандиозные намерения.

Указующий перст: где, как, когда

Так выглядит сейчас вход на территорию Ставки Гитлера «Вервольф». Теперь там музейный комплекс. Источник: wikimedia.org
Так выглядит сейчас вход на территорию Ставки Гитлера «Вервольф». Теперь там музейный комплекс.
Источник: wikimedia.org

В августе 1941 года немцы были полностью уверены в своей скорой победе над Советским Союзом, а потому вели себя на завоеванных территориях по-хозяйски. Винница в Центральной части Украины уже месяц находилась под оккупационным режимом. В последних числах лета в Виннице появился генерал танковых войск, бывший комендант штаб-квартиры Гитлера Эрвин Роммель.  Именно Роммель нашел место для будущего секретного бункера. В восьми километрах от Винницы рядом с селом Коло-Михайловка он в течение нескольких часов осматривал местность, сравнивал с картами и остался доволен.

Эрвин Роммель, любимчик Гитлера, лично отвечавший за выбор места для «Вервольфа». Источник: wikipedia.org
Эрвин Роммель, любимчик Гитлера, лично отвечавший за выбор места для «Вервольфа». Источник: wikipedia.org

К моменту его возвращения на Винницкий железнодорожный узел подошел состав с немецкими военными специалистами, инженерами, электриками, которые должны были обеспечить строительство в указанном Роммелем месте. А строительство обещало быть нешуточным. В лесу должен был уместиться целый город - размером 500х2500 метров.

Рабочая сила

Один из информационных щитов на территории историко-мемориального комплекса памяти жертв фашизма, Ставка «Вервольф». Источник: wikimedia.org
Один из информационных щитов на территории историко-мемориального комплекса памяти жертв фашизма, Ставка «Вервольф». Источник: wikimedia.org

По пути от Винницы было начато строительство асфальтированной дороги, ведущей к будущей Ставке. Для земляных работ были доставлены советские военнопленные. Со временем их становилось только больше, и в документах, в конце концов, фигурирует цифра в 10 000 человек. Пленных держали на скотных дворах близлежащих сел под строжайшей охраной. Местным жителям приближаться к баракам было нельзя. Расстрел полагался за любую попытку связи с военнопленными. Местные тоже были мобилизованы на работы по строительству. Но туда, где работали пленные, местные наймиты не допускались. Рабочий день военнопленных длился 17-18 часов, за это время кормили один раз. Из-за болезней и невыносимых условий труда люди умирали по нескольку десятков в день. Погибших сбрасывали в силосные ямы. Трупы не засыпали.

Порядок обеспечивало гестапо, а точнее, приписанные к нему полицейские отряды, состоявшие в основном из узбеков. По свидетельствам местных жителей, узбеки отличались редкостным зверством в отношении советских солдат. После окончания строительства военнопленные были увезены в неизвестном направлении. Скорее всего, немцы их уничтожили, как они уничтожали заключенных, работавших на других секретных объектах.

А вот местным жителям за работу даже платили… 85 копеек в день, 200 грамм хлеба и баланда в обед. В комендатуре каждому вольнонаемному выдавался номерок, терять который было нельзя. Потерял номерок – неприятности вплоть до расстрела. Местных постоянно дезинформировали о цели строительства. То говорилось, что строится санаторий для офицеров, то лагерь для отдыха воинских частей, то склады. А убежище из железобетона, которое могли видеть жители, вообще объявили холодильником-ледником для хранения мяса.

Контроль и маскировка

Все подготовительные и строительные работы, которые не требовали специализированного труда, были закончены за 7 месяцев. За это время построили все здания, которые должны были обеспечивать функциональность мини-города. А вот для чего предназначалось то или иное здание, местные могли только гадать. Мало того, жителям было полностью запрещено подходить к лесу в период с мая по сентябрь 1942 года.

Руины бункера «Вервольф» сегодня. Фото: wikimedia.org
Руины бункера «Вервольф» сегодня. Фото: wikimedia.org

Вообще, в районе Ставки с самого начала был введен строгий контроль населения. Были переписаны все жители. Каждому был выдан документ, в котором указывались подробные антропометрические данные. Без этого пропуска запрещалось выходить из дома. Любое передвижение между селами могло осуществляться только с разрешения гестапо. Любые полевые работы – только при наличии документа. Конечно же, строгий комендантский час и жесточайшая светомаскировка. Постоянные обыски и облавы.

По свидетельствам жителей села Бондури, в лесу в районе Ставки базировались около 20 легких и средних танков, два самолета вроде наших У-2, а также около 12 зенитных орудий, которые немцы отменно маскировали. Любопытный мог вместо зенитки или пулемета увидеть лошадь с телегой или какую-нибудь молотилку.

Конспирация и маскировка были на такой высоте, что о первом визите Гитлера стало известно только после того, как он уехал. В будущем, население научилось узнавать о приезде руководства по косвенным признакам: самолеты куда-то часто летали, в Ставку въезжали и выезжали машины, усиливались патрули, жители не допускались к работе в полях.

Военный объект или «место силы»?

Перед отступлением немцы вывезли из Ставки все, что можно было вывезти, повредили все, что можно было повредить и взорвали все остальное. Но только вот стены толщиной в 2,5 метра не позволили уничтожить все подчистую. Работавшей в 1944 году на месте «Вервольфа» опергруппе НКГБ под руководством Рогатнева удалось установить предназначение почти всех помещений Ставки. Там были электростанция, жилые помещения для охраны, склады, канцелярия, столовая, ремонтные мастерские, бомбоубежища, жилая зона для фюрера, гаражи, кинотеатр, баня, казино, спортзал и даже бассейн. В 1945-м Сталин приказал законсервировать то, что осталось от Ставки.

Прекрасно сохранившийся бассейн в центральной части Ставки. Фото: wikimedia.org
Прекрасно сохранившийся бассейн в центральной части Ставки. Фото: wikimedia.org

Попытки узнать, что же находится под взорванными и засыпанными входами в сохранившиеся помещения, проводятся до сих пор. Оборудование показывает пустоты. Что в них – неизвестно. На разбор завалов нужно привлекать дорогостоящую технику, на оплату которой у современной Украины нет ни средств, ни желания эти средства выделять.

Некоторое время назад в украинской прессе появилась информация, что гранит, в толще которого закладывались помещения, содержит активный радий, распадающийся на радиоактивный газ. Сколько его там скопилось на сегодняшний день – не известно. Есть версия, что место для Ставки Гитлер выбирал, руководствуясь, в первую очередь,  советами астрологов и экстрасенсов, якобы где-то там должен был храниться знаменитый мифический котел скифского царя Арианты, овладеть которым означало получить власть над миром. Согласно этой версии, «Вервольф» строился не только с военными целями, но и как некий магический центр, из которого должно было начаться завоевание мира.

До сих пор некоторые суеверные люди предпочитают обходить стороной эти места. Но и любопытствующих находится немало. Впрочем, гулять по территории Ставки во внеурочное время местные не советуют: рассказывают, что «черные археологи», защищая «свой» коп, могут даже выпустить автоматную очередь. Надо надеяться, что в воздух, холостыми.






Как двойник Гитлера обманул агента ЦРУ
Балтийский армагеддон. На дне моря дало утечку химическое оружие Гитлера