Как жёсткие рамки ЕГЭ убивают эрудицию и интеллект

Школьники отстрелялись с экзаменами. Недовольные результатами успели их оспорить
Как жёсткие рамки ЕГЭ убивают эрудицию и интеллект
Для большинства выпускников и их родителей экзамены - страшный сон, который хочется поскорее забыть. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
Как жёсткие рамки ЕГЭ убивают эрудицию и интеллект Как жёсткие рамки ЕГЭ убивают эрудицию и интеллект

Пришлось разбираться с этим и ученику 9-го класса из Екатеринбурга. Подросток сдавал ОГЭ по английскому - и, хорошо зная язык, дал развернутые ответы. В итоге получил ноль баллов, подал апелляцию и пошел на комиссию. Что из этого вышло, на своей странице в соцсети эмоционально рассказала мама школьника Марина Горбунова.

- К тестовой части экзаменационного задания вопросов ни у кого не возникло, как и к устному ответу, - там максимальное количество баллов; а вот третья часть, где надо было написать письмо другу - читай «творческое задание», ответив при этом на три поставленных вопроса, не набрала ни одного балла, - пишет мама девятиклассника. - Со слов членов комиссии вышло, что экзаменуемый не ответил ни на один вопрос. Как дурачок, вместо того чтобы на вопрос «What kind of music do you like?» дать прямой ответ «ай лайк рок», он написал, мол, знаешь, бро, совершенно неожиданно для себя нашел офигенную рок-группу, слушаю ее с превеликим удовольствием, хотя раньше перся от электронной музыки.

- Очень сложная логическая цепочка, понимаете? Вы не ответили прямо на вопрос! - говорит бабка, которая, по всему видно, еще при Сталине наших разведчиков учила инглишу.

На вопрос о том, чем ты занимаешься в свободное время, также должен был последовать прямой и простой ответ в духе «ай рид букс энд си всякое там хоррор-муви», а не эти благоглупости вроде «раньше я зависал перед компьютером, отрабатывая катку за каткой в тиме с такими же игроманами-задротами, сейчас же предпочитаю гулять с друзьями или смотреть кино». Опять не ответил, короче, сложная логическая цепочка и многабукаф. Дебил какой-то!

Ну, и все в таком духе. А ибо нечего в творческом задании «письмо другу» расписывать непонятно что, будь добр, прямо отвечай на поставленные вопросы! Попытки дитятки донести до клуба имени Бонк, что ТАК друзья не общаются, не привели к желаемому результату.

Короче, баллов не прибавили, ноль так и остался, апелляция отклонена. Это все, что нужно знать о нашей системе образования, развивающей фантазию, творческие способности, речь, личность, эрудицию, интеллект.

- Вот это и вызывает недоумение, почему чем проще, тем лучше? Почему в строго отведенных рамках? Почему любой развернутый ответ с лирическими отступлениями вообще не засчитывается за ответ? В голове не укладывается, - возмущается мама девятиклассника. - Сказать, что преподаватель была удивлена, узнав об оценке «0 баллов», ничего не сказать. И она, и ребенок были уверены, что это ошибка и недоразумение и все выяснится на апелляции. Потому она со спокойной душой отправила его одного. Не тут-то было, - заключает Марина Горбунова.

Вот такая история. И пусть школьник хоть сто раз великолепно знает предмет, выходящие за рамки программы «благоглупости» не добавят ему баллов.

Если заглянуть в критерии оценки заданий, можно предположить, к чему проверяющие могли придраться. Написал больше 120 слов - все лишнее отсекут и, если заключительная фраза, где ученик прощается со своим визави, отлетит, за это тоже снизят балл. Ноль баллов могут поставить, если объем высказывания пять и менее фраз, ученик не использует средства логической связи или вообще не понимает высказывания, допуская многочисленные ошибки. Но это, очевидно, не тот случай. Вопрос, почему школьнику с хорошей языковой подготовкой пришлось доказывать, что он не дебил, надо адресовать не к принимающим экзамен дамам. Министерство образования сделало все, чтобы подход к оценке знаний был настолько формализован, что любое свободное построение фразы не засчитывается как ответ. «Тому, кто это придумал, надо в голову гвоздь забить», - единодушно родительское сообщество. Бедные дети в старших классах не предмет учат, а приноравливаются к жестким требованиям предстоящих ОГЭ и ЕГЭ. Отсюда институт репетиторства.

Впрочем, есть и другое мнение. Наша с сыном преподавательница по английскому считает, что стандарт нужен. Дело не в нем.

- Проблема не в самом экзамене, а в той программе, которая действительна на данный момент. Вот это реально плохо, но справиться с этим невозможно. Основной учебник - мой «любимый» «Spotlight». Лексика ни к черту, грамматика не прорабатывается - чисто правила, фонетика игнорируется, тексты для чтения непонятно куда. При этом все в таких объемах, что дети дуреют и начинают тихо ненавидеть и инглиш, и училок.

Вам может быть интересно: