«Цыганы шумною толпою»: как в Советском Союзе превращали «ромале» в строителей коммунизма

В первое время после революции большевики приняли цыганскую бедность за классовую близость, а потом полвека безнадежно пытались искоренить тысячелетние традиции кочевого народа
песни цыган
Цыганские музыканты. Российская империя, 1865 год. Источник: wikipedia.org
песни цыган песни цыган

Пока в нацистской Германии решали еврейский вопрос, в СССР на фоне общих репрессий решали цыганский. Облавы во всех крупных городах проходили в 1933-34 годах. Очевидцы вспоминают, как из Ленинграда забирали всех: и латышских цыган, и русских, и молдавских; и тех, кто жил в шатрах, и тех, кто имел собственные дома.

Анна Мальцева встретила этот год 20-летней, следующие восемь превратились для нее в пытку голодом, холодом и смертями близких. Она вспоминает, как схваченных на Большой Охте толпой согнали на пароход и отправили туда, куда по своей воле в те годы мало кто ездил - в Норильск. Там их ждали бараки - отдельные для детей, подростков и взрослых - и лесоповал. Тех, кто пытался сбежать - расстреливали. Анна потеряла в этой страшной мясорубке шестерых своих детей, выжила только одна дочка. А первым - еще на корабле, который увозил их из Ленинграда, погиб годовалый сын... Его тело охрана просто выбросила за борт.

«Вдруг, как раз перед Пасхой, в пятницу, когда мама пекла куличи, пришли к нам домой какие-то люди и на чёрной большой машине увезли мать, отца и брата Петра, - вспоминает уже другой очевидец тех гонений Ольга Чарская. - В это же время, по непонятным причинам, арестовали многих цыган. Их обвиняли в преступлениях политического характера. Арестовали даже того цыгана, который жил с семьёй в недостроенной землянке, а его дети зимой полуголые катались на одном коньке, привязанном к голой ноге. Через 10 дней те же неизвестные, которые арестовали отца, забрали при обыске всё, что мы скопили за всю жизнь».

Те, кто арестовывал цыган, и те, кто выбрасывал в холодное море их мертвые тела, вряд ли знали, что цыгане - группа этносов с древнейшей историей. По миру они распространились из Индии много столетий назад, а в России к тому моменту жили уже четыре века. Им было разрешено проживание и занятие традиционными ремеслами - торговлей, коневодством, танцами и гаданием. К 1917 году многие из них отлично вписались в местную жизнь. Но совсем скоро общий мир был нарушен. Одним из черных дней цыганской истории стало 28 июня 1933 года. Тогда из одной только столицы СССР были выдворены пять с половиной тысяч человек.

Почему цыгане не приняли революцию

Революционные изменения в России цыган стороной не обошли. Новая власть лишала их всего нажитого, к тому же, со своей любовью к торговле и культом внешнего богатства, большевикам цыгане точно не были попутчиками в силу классовой чуждости.

Прошедшие через раскулачивание «ромале» были вынуждены вернуться к привычному бродячему образу жизни. Но российские цыгане уже успели от него отвыкнуть! Вместе с новыми веяниями в России закрывались рестораны, в которых можно было выступать, а за гадания и цыганские народные побрякушки члены партии платить оказались не готовы. Да и сам кочевой народ политика Ильича и социальные эксперименты коммунистов не интересовали.

Михай Мункачи. «Цыганский табор», 1873 год
Михай Мункачи. «Цыганский табор», 1873 год

Табор уходит…в колхоз

Первой по цыганам ударила коллективизация. На стыке 20-30-х годов прошлого века в нашей стране было создано около пятидесяти цыганских колхозов. Желающим «пустить корни» выделялись большие наделы и до 1500 рублей субсидий на подсобное хозяйство. Цыгане поступали как обычно: брали денежную помощь и табором катили дальше. Советскими колхозниками стали не более 7%.

Яркий пример: неподалеку от Липецка в те годы был организован колхоз «Красная звезда». Цыгане согласились работать, но только на словах. Они предпочитали не гнуть спину на пашне, а платить за работу сельским батракам. И пока партийное начальство отчитывалось об успехе эксперимента, участники тайком делили урожай пополам.

Есть мнение что, ошибкой коммунистов было наплевательское отношение партаппарата, не учитывавшего особенности многовекового цыганского образа жизни. Традиционные занятия «ромале» – разведение лошадей, кузнечество и торговля, а не хлебопашество. Табор обычно кочует от одного населенного пункта другому, торговля важнее оседлости.

про цыган
Кадр из фильма «Цыган», 1979 год

Годы репрессий

Когда советская власть осознала чужеродную сущность цыган, то они сразу были причислены к «неблагонадежным элементам». Борьба за «оцивилизовывание» развернулась по всем фронтам. Москва, Ленинград, Киев, Минск и другие столицы союзных республик подверглись «зачистке»  от цыган. Совпало это с паспортизацией СССР. После одной только зачистки в Москве, которая случилась 28 июня 1933 года, из города были насильственно депортированы 5470 человек. При этом, как указывают исследователи, репрессии далеко не всегда касались представителей знатных родов или артистов.

Арестовывать цыган за образ жизни  было невозможно, поэтому обвинения часто были связаны с профессиями, в которых они были заняты столетиями. Кузнецов, например, и тех, кто занимался починкой металлической утвари, арестовывали якобы за подделку золотых изделий. Для многих цыганских семей хранить накопления в золоте – древняя традиция, не связанная с наживой. А цыганки, как известно, любят украшения из золотых монет еще со времен бегства из древней Индии. Многие попали под арест именно из-за того, что чекисты и сами были не прочь завладеть золотишком.

Начались крупные облавы, после которых «ромале» перекочевывали в барачные поселки в северных краях. Летом 1933 года в область Северного моря, в Сибирь и на Урал переселились около 6000 цыган. Те, кто пытался совершить побег, получали лагерные сроки.

Красноречивые данные: в начале 20-х в СССР насчитывалось около 60 тысяч цыган. К концу 30-х к таковым себя причисляли не больше двух тысяч.

Возвращение Будулая

Кадр из фильма «Беги, цыган», 1982 год
Кадр из фильма «Беги, цыган», 1982 год

В октябре 56-го года прошлого века вышел указ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Так началась вторая кампания по укрощению строптивых. Как и двадцать лет назад, их арестовывали на улицах и обвиняли в спекуляциях и тунеядстве.

Впрочем, к тому времени исчезли экономические предпосылки для традиционных видов заработка цыган. Промышленный рост вытеснил производство самодельных украшений, а на смену лошадям и амбарам пришли комбайны и крупные сельскохозяйственные комплексы.

На строгий милицейский учет было поставлено более 100 000 цыган. Тех, кто не хотел работать, отправили, по традиции, в ссылку, а остальных трудоустроили. Председатели колхозов неохотно принимали новичков, ведь слишком сильна была не лишенная оснований уверенность, в том, что работать на земле цыгане не будут...

Вам может быть интересно: