А вас, Мюллер, я попрошу остаться! Куда на самом деле пропал шеф гестапо

Леонид Броневой
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». В роли Мюллера – Леонид Броневой
Генрих Мюллер и при жизни был таинственной фигурой и остался таковой после своего исчезновения в 1945 году

К моменту начала Нюрнбергского процесса существовало несколько документально оформленных свидетельств смерти шефа гестапо Мюллера, скрывшегося от правосудия в конце Второй мировой войны. Поэтому человека, прямо причастного к гибели миллионов людей, не оказалось ни на скамье подсудимых, ни даже в числе обвиняемых.

Впоследствии выяснилось, что останков Мюллера нет ни в одной из могил, которые указывались в различных свидетельствах. Тела «Мюллеров» переносили и перезахоранивали, изучали и осматривали, допрашивали причастных и свидетелей, но до сих пор нет полной уверенности, что один из эксгумированных или похороненных и есть Генрих Мюллер. Так куда же он делся?

Вербовка НКВД

Из-за неуверенности в том, что шеф гестапо мертв, его объявили в международный розыск и порой даже где-то находили: то в Южной, то в Центральной Америке. Шелленберг, например, говорил о некоем возвратившемся в 1950 году из советского плена немецком офицере, который клялся, что видел Мюллера в СССР и вовсе не в качестве заключенного. Вальтер Шелленберг прекрасно знал Мюллера и был уверен в том, что версия с вербовкой НКВД вполне имела право на существование. Ведь Мюллер никогда не скрывал своего интереса к этой организации.

Генрих Мюллер, шеф гестапо, по одной из версий сбежавший после войны в США. Фото: wikimedia.org
Генрих Мюллер, шеф гестапо, по одной из версий сбежавший после войны в США. Фото: wikimedia.org

Отличное знание работы НКВД, которым шеф гестапо восхищался, помогло ему построить карьеру на родине. Вполне вероятно, что это же знание впоследствии помогло Мюллеру не только купить себе жизнь, но и неплохо удержаться на плаву в стане врага.

А при том, что Мюллер был еще и ценным источником информации из самых высоких кругов Третьего рейха, то любая из стран-победительниц желала бы заполучить его себе в арсенал консультантов.

Версии о местонахождении Мюллера кардинально разнились. То его видели в одной из стран Южной Америки, то появлялись документы, якобы свидетельствующие о том, что Мюллер сумел вернуться на родину и работает на Штази — разведку ГДР. Нужно сказать, что ни одна из версий впоследствии не выдержала критики. Самой подробной стала версия американского следа Генриха Мюллера.

Друзья навсегда

В середине девяностых годов прошлого века американским издательством были выпущены дневники Мюллера. Права на его записи американского периода и стенограммы вербовочных бесед Мюллера с офицерами ЦРУ принадлежат некоему Грегори Дугласу из захолустного городишки Монро, штат Висконсин.

Грегори — человек без определенного рода занятий. Он никогда нигде не учился, окончил только лишь обычную школу и послужил в армии. Тем не менее он каким-то образом был связан с американской разведкой.

По его словам, шеф гестапо прожил в Америке до 87 лет и скончался от сердечного приступа, случившегося из-за того, что Мюллер никогда себе не отказывал ни в еде, ни в алкоголе, ни в курении.

Людей, которые приписывали себе знакомство с пропавшими для всего мира одиозными личностями, всегда было в достатке. Чаще всего ими оказывались аферисты, пытавшиеся сорвать куш на сенсации. Версия о подлинности дневников продержалась достаточно долго потому, что сын Мюллера, прочитавший дневники и пообщавшийся с Грегори, якобы подтвердил, что обороты речи и шутки были как нельзя более присущи его отцу.

Американская версия

Вашингтон, 1948 год. В районе университета Джорджтауна в старинную виллу въехал тихий человек. Крепкого телосложения и невысокого роста — в общем, самой неприметной внешности. «…если еще нанять прислугу и завести подобающую мебель, то это будет достойное жилье», — записал в своем первом американском дневнике прибывший. В ту же неделю автор сетовал, что предпочел бы оказаться где-нибудь в тропиках, но придется следовать судьбе, распорядившейся иначе.

Грегори Дуглас якобы впервые увидел Мюллера в 1963 году. После войны в Америке не принято было говорить об СС, немецкой политике или идеологии Третьего рейха. Поэтому все, что «Мюллер» впоследствии рассказывал Дугласу, было для того в новинку.

Дуглас считал своего собеседника очень интересным человеком. Тот в совершенстве владел английским языком. Естественно, что экзотичность историй Мюллера, пикантность самого факта общения с человеком-легендой, спрятанным ото всех, будоражащее чувство причастности к мировым тайнам очаровали молодого человека. Его рассказы полны уважения к одному из самых известных преступников прошлого.

Кольцо Мюллера, подаренное Гиммлером 9 ноября 1936 года. На гравировке внутри есть эсэсовский номер Мюллера – 107043. Источник: кадр YouTube
Кольцо Мюллера, подаренное Гиммлером 9 ноября 1936 года. На гравировке внутри есть эсэсовский номер Мюллера — 107043. Источник: кадр YouTube

Тайна Янтарной комнаты

Дуглас с удовольствием рассказывает, как легко его собеседник относился к украденным из Советского Союза драгоценным картинам и другим предметам искусства, бывшим в его коллекции. Он считал, что это забавно. Дуглас свидетельствует о том, что видел части Янтарной комнаты в доме «Мюллера», о том, что мог бы обнародовать каталоги тайных торгов известных аукционов.

Каталоги будто бы ранее принадлежали Мюллеру, а после его смерти остались в распоряжении Дугласа.

Якобы о том, кто скрывается за неприметной внешностью, по утверждению Дугласа, знали всего пятеро. Его не узнавали, хотя «Мюллер» никогда не менялся. Сохранилось очень мало его фотографий: он запрещал снимать себя для кинохроники, практически не принимал участия в массовых мероприятиях. Да и кто стал бы искать его в самом логове его бывшего врага?

Мюллер был ценным сотрудником НСДАП до и во время Второй мировой войны. И он мог стать настолько же ценным консультантом ЦРУ после ее окончания. Впрочем, само ЦРУ решительно отвергает факт работы на них Мюллера и выдвигает версию о том, что он все же умер в Берлине в первых числах мая 1945 года.

«Семнадцать мгновений весны»

Вообще, по словам Грегори, «Мюллер» все двадцать лет общения с ним пытался оправдать себя. Он считал, что и его, и гестапо очерняют незаслуженно. При этом сам Дуглас говорил о том, что «Мюллера» никогда не тревожила совесть ни за украденные ценности («мы крали у них, они крали у нас, американцы крали у всех подряд» — якобы слова Мюллера), ни за уничтоженные гестаповцами жизни. Собеседник говорил Дугласу: «Этика и мораль — отличные нормы, друг мой, но они не являются эффективным средством».

Адольф Эйхман, оберштурмбанфюрер СС в своих показаниях называл Мюллера пауком, сидящим в центре паутины. Он всегда знал все обо всем и обо всех, практически не выходя из-за стола. В отличие от восхищавшегося Мюллером Дугласа, Эйхман наговорил о бывшем шефе много нелицеприятных вещей, пытаясь переложить с себя ответственность за массовые убийства. Возможно, потому, что сам был пойман «Моссадом», осужден и приговорен к смертной казни, в то время как его начальник сумел скрыться.

Вообще, люди, знавшие Генриха Мюллера, рассказывали о нем совершенно разные вещи. Один из его учителей, например, отмечал живость ума мальчика, а второй — склонность к вранью и распущенность.

Адольф Эйхманн, бывший подчиненный Мюллера, на прогулке в тюрьме Рамле незадолго до казни. Фото: wikimedia.org
Адольф Эйхман, бывший подчиненный Мюллера, на прогулке в тюрьме Рамле незадолго до казни. Фото: wikimedia.org

В любом случае прошло уже столько лет, как один из самых отвратительных персонажей Второй мировой войны мертв. В нашей же памяти он останется персонажем с лицом Леонида Броневого из киноэпопеи «Семнадцать мгновений весны». Актер недолюбливал эту свою роль: Броневого до самой смерти обвиняли в том, что в его исполнении Мюллер получился хоть хитрым и опасным, но наделенным обаянием, а потому по-своему привлекательным.






Механики из «Нормандии — Неман» сожрали русского кота
Гитлер учился фашизму у англичан