Крым делят чиновники и олигархи

В Ялте спасают хладокомбинат, изготавливающий любимое мороженое Брежнева

В Ялте спасают хладокомбинат, изготавливающий любимое мороженое Брежнева

В Крыму я была лет восемь назад. Полуостров в ту пору еще был «украинским» и потихоньку деградировал. После воссоединения с Россией здесь начались бурные изменения. Посмотреть на новую жизнь мне было страшно интересно, и я отправилась в Ялту. Оказалось, в Крыму идет ожесточенная борьба буквально за каждый камень и метр земли.

В Ялту я приехала накануне выборов в Госдуму. Голосовали жители вяло - в разгаре бархатный сезон, который весь год кормит. На пляже не найти место даже в десять утра. Пустыми остаются лишь лежаки, за которые люди не готовы выкладывать по 200 рублей. Платные лежаки по закону не могут занимать больше 30 процентов территории, но соблюдение этого правила никак не контролируется.

- Самый лучший пляж - «Массандровский», - объяснила Людвика Попандопуло. - Киевский бизнесмен Виталий Иванов, не вложив ни копейки в благоустройство, женился на дочери директора ялтинского таксопарка и взял его в аренду. На деньги от субаренды живет в Штатах.

На даче в Нижней Ореанде генсек БРЕЖНЕВ следил за новостями и ел любимое мороженое. Фото Владимира МУСАЭЛЬЯНАНа даче в Нижней Ореанде генсек БРЕЖНЕВ следил за новостями и ел любимое мороженое. Фото Владимира МУСАЭЛЬЯНА

Теперь пришел новый арендатор - москвич Темерлан Джазаев. Он выиграл конкурс на благоустройство пляжа за… 4 тысячи 800 рублей. Сразу распорядился снести кафе «Хоттабыч», как портящее вид. 2 сентября владелец этой точки общепита Александр Стрекалин, бывший заместитель председателя исполкома, сжег себя на городском пляже, потому что с ним москвич не перезаключил договор субаренды.

Совсем не рады местные жители и строительству высотных домов.

- У нас камерный город, куда в советские годы ехала отдыхать элита, - говорит Людвика. - В Ялте недаром существовали ограничения по прописке. «Крым - наш!» - да, мы вам рады, но жить сюда не надо приезжать. Настроили домов, которые стоят пустыми. Потому что дорого. Здесь цены на жилье - от 120 тысяч за квадратный метр. При этом высотки поставили в 50 метрах от воды, хотя по закону можно не ближе ста метров. Не дай бог повторится землетрясение 1927 года, поползут высотки в воду. К тому же никто не позаботился о новых коммуникациях. Остались они с советских времен.

Людвика ПАПАДОПУЛУ считает, что в Ялте происходит незаконный захват землиЛюдвика ПАПАДОПУЛУ считает, что в Ялте происходит незаконный захват земли

Золото жены

Взяв меня под руку, Людвика устроила мне пешеходную экскурсию по старой Ялте и ее окрестностям.

- Эту высотку построил Турчинов, а вот этот кинотеатр - «Сатурн» принадлежит Яценюку. И хотя говорят, что забрали, он работает на него. Сын Януковича, которого мы зовем стоматологом Сашей, как жил, так и живет в селе Отрадном в своем огромном особняке, построенном на месте вырубленных виноградников. Народу рассказали сказку: мол, у Коломойского заберем! Не забрали. Оттого что чиновники сменили портрет в кабинете, ничего не поменялось. Посмотрите, вся береговая линия забита магазинами «Золото Крыма» жены Сергея Брайко - заместителя мэра Ялты. Спикеру парламента «Новороссии» Олегу Цареву принадлежит Санаторий имени Кирова, бывшее поместье княгини Барятинской. Глядите, раньше это был школьный двор, а сейчас, перенеся забор, тут построили особняк, в котором живет депутат Ялтинского горсовета Сергей Шимчук. Директор школы еле добился, чтобы тут оставили памятный камень в честь погибших в Афганистане.

Мы идем мимо забора вокруг стройплощадки.

- Я в детстве сюда ходила играть в волейбол. Нам говорят, здесь якобы идет реставрация, но на плакате объекта написано: спортивный комплекс с 68 гостиничными номерами. Мы помним ремонт Библиотеки имени Чехова, когда вдруг возник третий, совсем не читальный, а гостиничный этаж. Дошло до того, что в подвале жилого дома открыли крокодилий зоопарк! Кто-то же ведь дал разрешение. В Ялте за метр земли убивают. Мою подругу убили из-за квартиры в старом доме.

- А что за история связана с директором зоопарка Олегом Зубковым?

- Он приехал в наш город и изуродовал красивейшее место - «Ставрикию», превратив аутентичную «Поляну сказок» сначала в зоопарк, потом в парк развлечений, а теперь там вдруг выросли виллы, отели, целые улицы. Он не просто зоопарк построил, а прихватил гектары земли. Но на эту землю положил глаз вице-премьер Крыма Николай Янаки. Кстати, небедный человек, владелец санатория «Москва», сельхозугодий в Белогорском районе. Нашли повод - придрались к Зубкову за «жестокое обращение с животными». Помните историю, когда в Крыму зимой отключили электричество? Животные тогда погибли, потому что генераторы у Зубкова забрали для школ и больниц. Дали директору два года условно. Сейчас возбудили новое дело - в связи со строительством дельфинария в той же «Сказке» и содержанием морских животных в малом количестве воды под палящим солнцем.

Все незаконные постройки в Ялте Владимир ПУТИН велел снести, поэтому они пустуютВсе незаконные постройки в Ялте Владимир ПУТИН велел снести, поэтому они пустуют

Контролировали бандиты

В СССР Ялтинский хладокомбинат производил, пожалуй, лучшее в стране мороженое. Сегодня прохожих встречает обшарпанный фасад, никак не вписывающийся в ряд современных зданий.

- В советские времена все очень жестко контролировалось. Министр торговли СССР Александр Струев лично к нам приезжал, - рассказал мне директор предприятия Александр Кандин.

- А кто из сильных мира сего любил ваше мороженое?

- Леонид Брежнев. Когда он отдыхал в Крыму, мы для него специально изготавливали торты-мороженое с фруктами. Сразу три, на тот случай, если что-то с машиной по дороге случится. Всегда говорили Леониду Ильичу, мол, это молочное мороженое. Генсек не хотел полнеть, и мы знали об этом. Хотя на самом деле это был пломбир, и даже с излишком масла. Брежнев всегда хвалил наше мороженое, и мы часто отправляли его в Кремль. Производили шесть-семь сортов, было даже «Томатное».

Помещения хладокомбината сдаются в арендуПомещения хладокомбината сдаются в аренду

- Что же случилось с хладокомбинатом?

- Прекратили выпуск. Наше мороженое в киосках стоило рубль, а продукция из Днепра (бывший Днепропетровск. - Н. М.) была дешевле. Мы же отдавали его распространителям по 42 копейки. Нас крышевали бандиты, которые должны были следить, чтобы накрутка составляла не больше 10 процентов. Но где там…

А началось все в 90-х. Когда пошла приватизация, рабочим выдали по две-три акции. Большая часть оставалась у государства. А потом и эти продали. Акции выкупила американская фирма «Джемини Групп Инк», президент которой - эмигрант из СССР Леон Зельдович. Для управления он нанял двух человек из Киева - Степана Михайленко и Альбину Шарапову. А они, воспользовавшись доверием, провели в 2008 году эмиссию, тем самым уменьшив пакет «Джемини Групп Инк». Зельдович был в шоке, что его не поставили в известность, даже на собрание акционеров не позвали, по сути, обобрали. И начал войну с Михайленко и Шараповой, которая продолжается до сих пор. Идут суды, а мы страдаем. Деньги от сдачи помещений в аренду уходят на адвокатов да на ремонт. Получилось, что украинские арендаторы ушли, а новые не пришли. Надеемся, что, когда построят Крымский мост, они появятся. Сейчас на заводе осталось 12 человек, а в годы СССР трудилось 300.

На месте дома депутата горсовета Сергея ШИМЧУКА раньше был школьный дворНа месте дома депутата горсовета Сергея ШИМЧУКА раньше был школьный двор

- В отношении Михайленко и Шараповой возбуждено уголовное дело, - рассказала юрист предприятия Ирина Белова. - Они создали фиктивный долг компании «Крыммолоко», акциями которой тоже владела «Джемини Групп Инк». В 2015 году это предприятие перестало выпускать молочную продукцию. Тогда у Зельдовича возник вопрос: почему выводятся активы из функционирующего предприятия? В ответ в июле прошлого года произошел рейдерский захват хладокомбината. Зашли какие-то люди вместе с работниками охранного предприятия «Генбанк» и предъявили свидетельство российского образца о праве собственности на объекты. Мы подали в суд и выяснили, что некий Анатолий Удовиченко продал собственность некоему Петрову за 154 миллиона рублей, взяв заем в «Первой крымской продовольственной компании», о чем есть запись в соответствующих органах ДНР. Но почему суд ДНР рассматривает дело Ялтинского хладокомбината? Есть исключительная подсудность: такие дела должны рассматриваться только в Крыму. Мы заинтересовались чистотой сделки и попробовали выяснить, кто такой Анатолий Удовиченко. Оказывается, он бомж, который в 2010 году умер. А кто-то просто использовал его паспорт. Кроме того, права на недвижимость были зарегистрированы на основании поддельного решения украинского суда. В итоге суд вынес решение в пользу хладокомбината. Когда мы вернулись на предприятие, не обнаружили там ни трудовых книжек рабочих, ни продукции. Одной мороженой рыбы украли на миллион рублей. Пока разбирались с одним делом, возникло другое.

- С акционерами Михайленко и Шараповой?

- От имени украинских мошенников выступает Антон Терновский, который состоит в совете директоров того же «Генбанка». Владельцы акций меняются несколько раз, но все сделки проходят только через этот банк. В суды и на предприятие от имени новых «инкогнито-акционеров» ходит юрист Ирина Наникашвили. Она же представляла в судах интересы Петрова, пытавшегося в июле 2015 года присвоить недвижимость Ялтинского хладокомбината. Скорее всего, предприятие никого из этих людей не интересует. Тут другое: хорошее место с видом на гору Ай-Петри, где можно построить дорогой пятизвездочный отель.


Крым и Херсонская область Украины

Сравнение социально-экономических показателей