Учитель у нас в постоянной истерике

Новый министр образования будет выстраивать вверенное ей хозяйство согласно своим представлениям о добре и зле

Чуть более месяца прошло с назначения нового министра образования. За это время Ольгу ВАСИЛЬЕВУ успели обвинить в мракобесии и раздаче невыполнимых обещаний. Одни неравнодушные люди предрекают окончательное удушение школьного образования клириками и богословами.  (Ольга Юрьевна долгие годы изучала взаимоотношения Русской православной церкви и государства, преподавала в Сретенской духовной семинарии.) Другие готовы пить шампанское за здоровье министра, который впервые за много лет заговорил о роли учителя – не только как транслятора знаний, но и личности со своим мировоззрением. Почему назначение чиновника вызвало такие страсти? С этим вопросом мы обратились к сотруднику Министерства образования и науки Российской Федерации Николаю ПАРФЕНОВУ.

- Я внимательно слушаю, что говорит Ольга Юрьевна, и вижу, что она неглупый человек. Просто она раньше не была публичным политиком и вдруг стала объектом всеобщего внимания. Где-то ошибается в формулировках, не точно употребляет слово, а журналистам только это и надо.

- Почему так неоднозначно было воспринято ее назначение? Договорились аж до обнаружения «симптомов ползучей сталинизации».

- Почему ее либералы не любят? Так это понятно, она не либерал. Зато многих, независимо от политических пристрастий, порадовало обещание закончить с «образовательными услугами» и начать просто учить детей. Хотя в свое время с этими «услугами» просто было все неправильно понято. Имелось в виду, что школа должна чувствовать ответственность перед родителями и учениками.

- Некоторые выступления Васильевой заставили многих опасаться, что школы будут скатываться к церковно-приходской модели – минимум знаний, максимум воспитательных моментов в духе почвенничества. Вот и «Войну и мир» хотят из программы изъять.

- Так получилось, что Ольга Юрьевна взошла на престол с хоругвями. Бросить их она не может, и держать сил нет. Вот она периодически раздражается – неудобно же и тяжело. Можно говорить о духовности, скрепах, о том, что надо воспитывать граждан, но встанет вопрос – а что такое гражданин и как его воспитывать?

Работы по воспитанию школьников предстоит многоРаботы по воспитанию школьников предстоит много. Фото: Соцсети

- Разницу между провозглашенным лозунгом и реальной деятельностью мы все понимаем.

- Вот и будем судить по делам. Обратите внимание, за месяц, кроме Лопатина, ни одного нового замминистра не назначено. Ну, уволила несколько ливановских ставленников. Похоже, суперкоманды у нее нет. Ливанов же до того, как сел в кресло министра, был ректором большого вуза, он несколько человек вытащил из своего МИСИСа и рассадил по департаментам. Ольга Юрьевна никогда не была руководителем большой структуры, и у нее такого резерва нет. Слабость ли это? Сложный вопрос. С одной стороны, слабость, и надо быстро приобретать этот опыт. С другой – это сила, потому что у нее нет стереотипов, и она может выстроить вверенное ей хозяйство согласно своим представлениям о добре и зле. Видно, что она женщина сильная и волевая. И что в ней подкупает – она не боится принимать решения. Но легко ей не будет. Министр образования у нас обычно на вторых ролях, при этом всегда под ударом. Его легко пинать – у нас же все знают, как управлять образованием, как его реформировать.

 

Реформ не будет

- По поводу предшественников Васильевой что-то не было такого ажиотажа в обществе.

- Фамилии Фурсенко и Ливанова еще как-то звучали, а вот министров Ткаченко, Кинелева, Тихонова вообще никто не заметил. Не было такой истерики, потому что все бывшие министры примерно из одной лодки. Они могли конфликтовать между собой, но была общая канва и общая идеология. Сейчас она поменялась. Ожидается глобальный передел рынка, связанного с научными исследованиями, их финансированием и т.д. 

- Ну вот. Чиновники будут пилить бюджеты и перетряхивать систему образования. А детям-то учиться надо!

- Учитесь, пожалуйста. Кто не дает? На обучение в школе министр вообще никак не влияет. Более того, школа не зависит от образовательных реформ. Школа – это организм. Конечно, убить ее можно. Но даже это не просто. Школа – это люди. А люди быстро не меняются. У них есть свои привычки, особенности. Поэтому, что бы ни менялось в политике, в школе происходит примерно то же, что и 50, и 100 лет назад.

- Но ведь стране нужны не просто честные граждане, а знающие специалисты. Их создает система среднего образования.

- Нет. Их создает не система, а большой и сложный комплекс: семья, учителя, прочитанные книжки, сайты, на которых они «жили». Качество выпускников школы никак не связано со школьной программой. А в большей степени с душевным и общим здоровьем учителя. Это как «когда доктор сыт, то и больному легче». Если учитель спокоен, доволен, уверен в завтрашнем дне, он учит хорошо. Когда он на нервах, это отражается на результате. Проблема всех реформ образования в том, что учителя находятся в перманентном истерическом состоянии. Они реально перегружены, а их еще и шпыняют. Родители получили возможность жаловаться, как клиенты, которым учителя оказали «услуги» ненадлежащего качества. Сейчас с новым курсом родителей пошлют куда подальше с их претензиями. И учителя почувствуют себя более значимыми. Такие вот качели. Играли в футбол, теперь будем играть в пионербол. Хотя - и там, и там мячи, свежий воздух и польза для здоровья.

- То есть, реформ не будет?

- Если б я завтра стал министром образования, объявил бы жесткий мораторий на любые реформы. Вот и Ольга Юрьевна об этом сказала. Будем выявлять сложности, которые есть, и с ними работать. А систему перекраивать не надо. Уж как сложилось. Глобальная реформа возможна, когда ты точно знаешь, как надо сделать. А кто наверняка знает, какая система образования потребуется через 20 лет?

- А как же ее идея с введением вступительных экзаменов в вузы?

- Более чем положительная! Университеты должны иметь возможность посмотреть в глаза людям, которых они берут. Это, конечно, серьезный плевок в сторону предшественников, усиленно продвигавших ЕГЭ. Единый экзамен останется, но со временем он будет все больше похож на испытания на «аттестат зрелости».

Хотелось бы, чтобы дети шли в школу радостнымиХотелось бы, чтобы дети шли в школу более радостными

 

Классные люди

- Отчего не вернуть советскую систему, школа ведь была хорошая…

- С точки зрения организации системы она была очень плохой. Откройте советский учебник по физике и прочитайте любой параграф. Это же зубодробительно!

- Но физику-то мы выучили. И не только ее.

- Да, но к учебнику это никакого отношения не имело. В Советском Союзе было мало мест, куда интеллигентный человек мог устроиться работать. Вот куда мог пойти математик? В «ящик», Академию наук или в школу. Поэтому Венедиктов не по радио вещал, а детей учил истории 20 лет. И отлично учил, я вас уверяю. В СССР было много классных людей, которые работали учителями. И это они делали школу хорошей через себя. Как только они смогли оттуда свалить, они это сделали.

Цитата

Дмитрий ПУЧКОВ (Гоблин), переводчик, писатель, блогер:

- Лично с Васильевой не знаком. Я слежу за реакцией либеральной общественности. Если стоит вой и фонтаны известной субстанции уходят в небо, значит, человек нормальный.


 

Кретинов нельзя допускать даже школьные цветы поливать

Мы выбрали наиболее яркие высказывания Ольги Васильевой. И попросили прокомментировать их тех, кого образование волнует больше других – родителей и преподавателей.

О профессии учителя

- Учитель - это не профессия в полном смысле этого слова, это все-таки служение, миссия.

Сергей ЛОГВИНОВ, преподаватель центра регулировки веса, папа:

- За аморальное поведение или природную человеческую тупость надо учителей ссылать на Новую Землю. Кретинов даже поливать школьные цветы нельзя допускать. Идти в учителя имеют право только лучшие. Если только у государства нет цели выращивать поколения дебилов, лжецов и лицемеров.

Об инклюзивном образовании

- Наряду с инклюзией мы сохраним сеть специальных школ и классов и будем ее развивать.

Елена АВЕРЬЯНОВА, волонтер, мать ребенка-инвалида:

- Инклюзия в том виде, в котором ее проводили прежние «власти», подарила нам массу странных ситуаций. Когда, например, ребенка на коляске устраивают в четырехэтажную школу, где пандусы есть только до раздевалки. Так что новый министр оказался очень кстати.

 

О патриотизме

- Строить будущее без прочного фундамента невозможно. А этим фундаментом является патриотизм. Это наше уважение к нашей истории, традициям, духовным ценностям наших народов, культуре и уникальному опыту.

Сергей ЛОГВИНОВ, преподаватель центра регулировки веса, папа:

- Уважение, да. А не оголтелые акции вроде «Разрисуй трансформаторную будку в цвета Победы».

О ЕГЭ

 - Я считаю, что ЕГЭ - основа для социального равенства, трамплин для поступления, но какие-то вещи все равно надо совершенствовать. Мы должны взять лучшее, отмести то, что не стоит делать, и идти вперед.

Светлана ЖОХОВА, руководитель дизайн-студии, мама:

- ЕГЭ, конечно, трамплин, только запрыгивают в вузы через него все больше жители южных окраин нашей страны. Вот как бы его развернуть?

О воспитании трудом

- Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Валентина САВЕЛОВА, домохозяйка, мама трех школьников:

- В одной элитной государственной школе для очень одаренных детей не было уборщиц. Все ученики (там только старшие классы набирали) приходили за час до занятий и убирали кабинеты, коридоры и туалеты. Навыки самообслуживания – штука полезная. Большинство взрослых после школы не решили ни одного квадратного уравнения, не построили ни одного графика. А вот убрать, помыть за собой – этим всем приходится заниматься. Есть история про британского принца Гарри, прибывшего на полярную станцию. Полярники хихикали: как же их высочество будет ходить в загаженный сортир. А он пошел и вымыл отхожее место. Потому что для их высочества унизительно не мыть туалет, а ходить в грязный. Единственное - должно ли министерство указывать, кто будет убирать классы? Дайте школам решить, чтобы дежурства не превращались в повинность.

 

Об Интернете

- Задача школы отвлекать учащихся от Интернета с помощью активной деятельности, спорта, музыки.

Сергей ЛОГВИНОВ, преподаватель центра регулировки веса:

- Ага! Попробуйте меня отвлечь от Интернета. Получите озлобленную единицу человеческого мяса. Сеть сейчас - первый источник знаний (кроме «Википедии», конечно). Надо чтобы Интернет обучал, позволял развиваться физически, заставлял думать, расширять кругозор из проверенных источников. Привлечь к созданию порталов самые светлые головы страны. На уровне Уголовного кодекса запретить нести фигню в массы.

Мы поздравляем всех педагогов с их профессиональным праздником - Днём учителя и благодарим их за нелёгкий труд!