Берег левый, берег правый, или Как сохранить главные богатства Кубани?

кубань, берегозащита
Черное и Азовское моря, горы и реки, комфортный климат и большинство солнечных дней в году ежегодно привлекают на Кубань отдыхающих со всей страны

Наш регион, особенно Азово-Черноморское побережье, давно излюблен туристами. В 2017 году поправить здоровье и отдохнуть на Кубань приехали 16 миллионов человек. Но юг страны – это еще крупный транспортный и торговый узел, место активного развития сельского хозяйства и промышленности – инвестиционно-привлекательный регион.

Хлебосольному краю важно сохранить свои природные богатства, в том числе рекреационный потенциал морского побережья. Однако на протяжении нескольких десятилетий экосистеме Краснодарского края наносится большой вред.

Под действием морских волн и прибрежных течений берега постепенно размываются, объемы пляжных накоплений неуклонно сокращаются. По данным научно-проектного центра «Берегозащита», из 550 километров берегов Черного моря на Кубани от волн разрушается 150, а еще 150 постоянно подвержены оползневым процессам. Причем интенсивность уничтожения морских пляжей и берегов растет из-за неразумного использования природных ресурсов.

Если ситуацию не возьмут под контроль профессионалы, то главные рекреационные богатства российских здравниц со временем канут в лету.

Человеческий фактор

О том, как сохранить уникальные ресурсы и остановить разрушительные процессы, мы поговорили с генеральным директором НПЦ (научный и проектный центр) «Берегозащита», кандидатом технических наук Эдуардом Кушу.

Ученый уверен: к решению данной проблемы нужно подходить системно. Во-первых, нельзя разделять проблемы сохранения морских пляжей и противопаводковой защиты на реках Черноморского побережья. Они взаимосвязаны. Однако сейчас данными вопросами занимаются разные ведомства, Минстрой РФ и Минприроды РФ, соответственно.

- Лет 50-70 назад сложностей с формированием пляжей не было, реки побережья выносили в море достаточное количество наносов – песчаного и гравийно-галечникового материала, что и было естественной защитой от размыва морских берегов. Сейчас по мере освоения прибрежных территорий и бассейнов рек изменились гидрологические параметры русел. Если раньше реки выносили в море достаточное количество твердого стока, то сегодня это не так. Аллювий (речные наносы), скапливаясь в руслах, зарастают самосевным лесом, усиливая угрозу затопления и размыва берегов при паводках, - рассказывает Эдуард Кушу. – Чтобы избежать этого, необходимо поддерживать русла рек в нормальном состоянии, регулярно расчищать от лишних отложений и, разумеется, веток, карчей (коряг), стволов поваленных деревьев. Сами скопления русловых материалов необходимо вывозить на морское побережье, пополняя пляжи. Это одно из направлений нашей работы. Специалисты ООО «НПЦ «Берегозащита», всегда помогут определить где, в каких объемах, как и когда нужно отсыпать пляжеобразующие материалы. Таким образом, обе эти проблемы решатся сами по себе. Морские пляжи станут широкими и протяженными, а реки – более безопасными.

Проблемы берегоукрепления

По мнению ООО «НПЦ «Берегозащита», одна из главных причин огромного ущерба, приносимого наводнениями - несовершенная нормативно-правовая база. В России нет закона прямого действия о берегах или береговой зоне, касающегося всех вопросов берегоукреплений, порядка строительства в районах, подверженных негативному воздействиям вод. Соответственно, нет и уполномоченного органа, отвечающего за своевременное возведение берегоукреплений. Да и средств, направляемых на инженерную защиту территорий, не хватает. Закон решил бы все сложности.

- Несколько лет назад в крае существовал закон Краснодарского края о морской береговой зоне, но его отменили (принят в 1998 году, утратил силу в 2000-м, № 156-КЗ «О береговой зоне Черного и Азовского морей Краснодарского края»). В нем были зачатки мер и принципов берегозащиты, - вспоминает директор ООО «НПЦ «Берегозащита» Эдуард Кушу, - Сейчас же проектирование и строительство берегоукреплений бессистемно и напоминает «латание дыр». По заявкам субъектов РФ формируются различные программы бюджетного финансирования, например, федеральные целевые программы, а перечни создают, как правило, исходя из жалоб местных жителей. В начале 2000 годов по одной такой программе построили ряд берегоукрепительных сооружений на побережье Краснодарского края - в Новороссийске, Анапе и Ейске.

Что нам стоит на берегу дом построить?

Постепенно некоторые проблемы решаются на федеральном уровне. В прошлом году в Водный кодекс РФ (ст. 67.1) внесли поправки, которые запрещают размещение населенных пунктов и строительство объектов в зонах затопления и подтопления без берегоукрепительных мероприятий.

К сожалению, последние несколько десятков лет данные территории беспрепятственно застраивались. Это не запрещалось законодательством, так как официально зафиксированных на картах данных зон, не было. Большая, кропотливая работа только начинается. Но как быть, если зоны затопления и подтопления уже застроены? Когда значительные части населенных пунктов уже находятся в данных зонах, нужно ли предусматривать берегоукрепительные сооружения, если местные жители выступают против их строительства?

- Так случилось в селе Черноречье на реке Черной в административных границах Севастополя. Там местные жители посчитали лишним защиту от наводнения, которое может случиться в неопределенном будущем, - говорит Эдуард Кушу. – Это и есть пример несовершенства водного законодательства, от которого могут пострадать люди.

Излишняя бюрократия

Прежде чем начать строительство берегоукрепительных сооружений, его проект проходит ряд согласований и экспертиз. Процедура может занять больше года. Проекты берегоукреплений быстро устаревают, поэтому за то время, пока он пройдет все проверки, может возникнуть необходимость корректировки. Только морские берегозащитные сооружения, например искусственные пляжи, проходят последовательно три вида государственных экспертиз: рыбохозяйственную, государственную экологическую и государственную строительную. А еще, если проект финансируется из бюджета – экспертизу достоверности сметной стоимости строительства.

Один из этапов экологической экспертизы проекта – общественные слушания. Их организация и проведение занимает около 2 месяцев, хотя, по сути, является формальностью. Если берег или пляж нуждаются в защите от разрушений или размыва, то информирование общественности о защитных мероприятиях должно носить уведомительный характер и занимать не так много времени.

Далее следует трехмесячная процедура государственной экологической экспертизы в Росприроднадзоре, а затем государственная экспертиза в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Такая многоступенчатость экспертиз создает дополнительные трудности реализации проектов берегозащиты. При этом экспертизы дублируют друг друга.

- Мы в ООО «НПЦ «Берегозащита» не раз убеждались, что выводы и заключения данных госэкспертиз часто противоречат друг другу и являются взаимоисключающими. Требования предоставления многочисленных справок, писем, особенно по экологически вопросам, только оттягивают время завершения строительства объекта. Без такого числа бюрократических проволочек и административных барьеров стало бы значительно проще, - считает ученый.

Преодолевая трудности

В данных условиях, преодолевая возникающие трудности, НПЦ «Берегозащита» доводит все свои проекты до завершения. В качестве примера можно рассмотреть искусственный пляж санатория «Лермонтово» АО «Сургутнефтегаз» в поселке Лермонтово Туапсинского района.

- Краснодарский край, да и страна в целом, нуждается в реальных мерах по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обоснования актуальности, проектирования и проведения экспертиз морских гидротехнических и берегозащитных сооружений, решению противопаводковых проблем на реках, - говорит Эдуард Кушу.

Эксперт считает, что только тогда станет возможной единая полноценная государственная техническая политика в области инженерной защиты Азово-Черноморского побережья, что позволит планомерно решать вопросы берегозащиты, сберечь существующие пляжи, создавать новые, спасти территории от наводнений.



автор



Как появились кубанские казаки и куда делись запорожские
На Кубани из-за загрязнения подземных родников массово гибнет рыба