Компания, смонтировавшая лифт-убийцу в «Алых парусах», ушла от ответственности

Полгода никто из следователей в СИЗО не появлялся, утверждает адвокат электромеханика, которого назначили единственным обвиняемым по факту гибели человека в элитном доме

В конце октября будет готова итоговая экспертиза, которая должна пролить свет на страшную аварию, в результате которой погибла дочь известного в прошлом телеведущего Евгения КОЧЕРГИНА 36-летняя Ирина ВОЛОДИНА. В январе этого года кабина лифта, в которой находилась женщина, сорвалась в шахту с высоты седьмого этажа. Маленькая дочка Ирины с няней чудом остались живы: они спускались в другом лифте. 

Трагедия произошла не в какой-то новостройке, наскоро слепленной малоизвестным застройщиком, а в элитном жилом комплексе, возведенном группой компаний «Донстрой», называющей себя флагманом столичной недвижимости.

Между тем, вскоре после ЧП в «Алых парусах» стало известно, что жители ЖК, где самая скромная квартира тянет на 30 миллионов рублей, не раз жаловались на плохую работу лифтов. Бывало даже, что подъемники действовали как гильотина: кабина двигалась, не закрывая дверей.

После аварии Ростехнадзор провел проверку, которая подтвердила: все лифты в жилом комплексе «Алые паруса» - визитной карточки «Донстроя», - находятся в аварийном состоянии.

В документе Ростехнадзора были обозначены обнаруженные нарушения. Вот лишь некоторые из них: в лифтах из строя выведены электрические устройства безопасности, контролирующие обрыв тяговых элементов. На канатоведущем шкиве и электродвигателях главных приводных лифтов демонтированы металлические ограждения, имеется консистентная смазка и грязь, не исключено спадание тяговых канатов с направляющих элементов, износ несущих канатов. В некоторых подъемниках не исключено самопроизвольное смещение грузов противовеса с вертикальной плоскости, имеется отклонение гидравлического буфера. Между кабиной лифта и местом нахождения обслуживающего персонала не работает двухсторонняя переговорная связь. В документе указано, что пассажирские лифты используются не по назначению: в них перевозят строительный материал и мусор. В большинстве случаев отсутствуют записи о проведении техобслуживания и ежесменного осмотра. Во многих лифтах разбиты светильники, мусор в шахте и на лифтовом оборудовании. Наконец оборудование некоторых лифтов не защищено от воздействия внешних факторов (видны следы протечек на стенах, отслоение краски), не соблюдается температурный и осветительный режимы. Кроме того, отметил Ростехнадзор, подъемники обслуживают сотрудники без соответствующей квалификации.

Гибель Ирины ВОЛОДИНОЙ (крайняя справа) потрясла всю страну. На фото: с отцом - диктором и телеведущим Евгением КОЧЕРГИНЫМ, мамой и дочкой

Гибель Ирины ВОЛОДИНОЙ (крайняя справа) потрясла всю страну. На фото: с отцом - диктором и телеведущим Евгением КОЧЕРГИНЫМ, мамой и дочкой

Построит всех?

История с лифтом в «Алых парусах» - не единственная трагедия, к которой оказался причастен «Донстрой». Впрочем, очередное ЧП на бурной деятельности холдинга вряд ли отразится.

* В 2003-м на территории «Алых парусов» десять человек погибли во время пожара в строящемся здании трехуровневого подземного гаража.

* В конце того же года дом на Мосфильмовской, возводимый «Донстроем», накренился на четыре градуса — возникла реальная угроза обрушения.

* Незадолго до этого на том же объекте прямо на бытовку, в которой жили рабочие, обрушился кусок несущей колонны и часть потолка. К счастью, в помещении было немноголюдно, а те, кто присутствовал, отделались ссадинами.

* В октябре 2004-го в строящемся 42-этажном здании «Донстроя» на Мосфильмовской возник пожар: из него эвакуировали 60 рабочих.

* В конце 2004 -го в «Триумф-Паласе» - тоже детище той самой строительной компании -  прямо на глазах у принимающей комиссии развалилась одна из стен.

* Совсем недавно, 23 сентября, в доме на северо-западе Москве с высоты 19-ти этажей упал лифт. Пять человек погибли.

Те, кто знаком с работой компании изнутри, объясняют низкое качество строительства кадровой политикой компании: на работу чаще всего берут неквалифицированных гастарбайтеров, которым по полгода не выдают зарплату.

Между тем, «Донстрой» продолжает наращивать обороты, буквально сметая под свои застройки «лишнее». Начало этого года ознаменовал скандал, связанный с поселком Погодинская - комплексом зданий в стиле советского конструктивизма, спроектированных в центре столицы известным архитектором Константином Мельниковым. На их месте «Донстрой» намеревался соорудить очередной элитный комплекс. Защитники архитектурного наследия бились до последнего, доказывая, что исторические здания трогать нельзя. Но тщетно – летом площадку расчистили бульдозерами, и «Донстрой» приступил к делу.

 

Перевели стрелки

По факту обрушения лифта в ЖК «Алые паруса» СК возбудил уголовное дело по статье «оказания работ, не отвечающих требованиям безопасности». Однако обвинения предъявлены лишь одному фигуранту – тому самому механику Белоусову, которого угораздило последним из технических работников осмотреть злосчастный лифт – кстати, в день, когда произошла катастрофа, была даже не его смена. Белоусов трудился в фирме «Лифт-Гарант». С ней по договору два последних года работала УК «ДС Эксплуатация», по сути являющейся частью «Донстроя»: она обслуживает все ЖК, построенные холдингом.

- Арест Алексея Белоусова продлен до декабря, - сообщил «Экспресс газете» адвокат обвиняемого Виктор Бадьян. – Но ощущение такое, что мы ни на шаг не придвинулись к истине после ареста моего подзащитного в январе этого года. Нас не слышат, жалобы наши не удовлетворяют, пытаются уничтожить улики. Был период с апреля по сентябрь, когда ни один из представителей следственной группы в СИЗО не появлялся. Ни допросов, ни очных ставок, никаких экспертиз на протяжении почти пяти месяцев не проводилось.

Сейчас все претензии предъявляют Белоусову как сотруднику компании «Лифт-Гарант». Но почему-то никто не вспоминает, что до заключения договора с этой компанией именно «Донстрой» в лице своей УК довел подъемники до такого состояния. Их использовали во время строительства, перевозя грузы, эксплуатировали десять лет после. Разбили окончательно и, не проведя капремонт или замену, передали на содержание фирме, состоящей всего из четырех-пяти человек. А теперь «Донстрой» оказался ни при чем.

Лифты просто так не падают – надо выяснять глубинные причины. В «Алых парусах» все было расшатано до предела. Я говорю о конструктивных элементах – системе спасения, аварийной – о том, что простой электромеханик видеть не может, для этого нужно специальное оборудование. Ростехнадзор осматривал обрушившийся подъемник в апреле 2015 года. И выписал допуск на работу до апреля 2016-го. Кроме него, сертификат на эксплуатацию выдала испытательная лаборатория. Но следствие не привлекает к ответу того, кто предоставил эти документы.

Алексея как злостного рецидивиста держат в одной камере с уголовниками. И хотя у него был непосредственный начальник, генеральный директор, коммерческий директор, их замы - никто из них тоже ответственности не понес. Складывается ощущение, что те, кто ведет расследование, боятся обратного общественного резонанса. Они не хотят услышать обвинения в бездействии и словно хотят показать: вот видите, мы работаем. 

Понимая важность темы для всех людей, живущих в многоэтажных домах и пользующихся лифтами, мы призываем досконально разобраться, кто виноват в случившемся, и предлагаем вам, читатели, рассказать, как обслуживаются дома в вашем регионе. Пишите обо всем, что вас возмущает или радует, на сайт eg@eg.ru или по адресу: 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1.

EG.RU будет следить за развитием этой истории.