Ольга Голодец и Ольга Васильева публично столкнулись во мнениях

Министр образования и науки намеревается наказывать руководство учебных заведений, которые отводят часы, предназначенные для изучения русского языка, на преподавание других предметов

Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр образования и науки Ольга Васильева сильно разошлись во мнениях по поводу необходимости преподавания в вузах русского языка и культуры речи.

В кратком пересказе ситуация выглядит так. Ольга Васильева намеревается наказывать руководство учебных заведений, которые отводят часы, предназначенные для изучения русского языка, на преподавание других предметов. А вот Ольга Голодец указала, что тем, кто не выучил русский язык в школе, в вузах делать нечего.

Данный предметный спор имел место на заседании Совета по русскому языку при правительстве РФ. Одна из участниц мероприятия посетовала, что во многих регионах вузовский предмет "русский язык и культура речи" перешел в вариативную часть, хотя должен быть обязательным. Об этом явлении сообщали представители многих регионов на совещании Федерального агентства по национальностям, посвященном государственной языковой политике. Докладчица сообщила, что на практике это получило "серьезные последствия, поскольку ректоры отвели часы, предусмотренные на занятия русским языком, на изучение иностранного языка.

Ольга Васильева ополчилась на ректоров вузов "Они нарушают все что можно, этот предмет обязательный. Мы узнаем список университетов, где это нарушается, и примем соответствующие решения".

А вот вице-премьер Ольга Голодец в своей логике заметила, что русский язык изучается в школе, и в вузе на него тратить время нецелесообразно. "Если у нас ребенок в школе не может научиться говорить по-русски, то зачем тогда мы здесь собрались? У нас выпускник школы должен свободно владеть русским языком. Но вы понимаете, что мы отнимаем уже у учащегося время на профессиональное его становление?"

"Мы должны подготовить человека в школе полностью к обучению в вузе. И если он не умеет говорить по-русски, как он оказался в таком вузе? Тогда давайте проверим такие случаи, как у нас оказываются в вузах дети, не владеющие русским языком".

Госпожа  Васильева упорствовала, что уровень обучения русскому языку следует повышать. По ее мнению, для того, чтобы выпускники школ писали и говорили грамотно, "лет десять нужно для того, чтобы изменить подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку".

Ректорам вузов пригрозила нешуточно: "Если вы будете эту дисциплину убирать, мы будем ругаться".

В свою очередь Ольга Голодец провела профессиональный ликбез для участников совещания, прикинув, что на изучение русского языка в школьной программе отводится две тысячи часов. "И что? Мы за две тысячи часов не можем нормально научить ребенка? При том что мы и уровень зарплаты повышаем, и повышение квалификации устраиваем. Значит, что-то не так в методике преподавания?"

Для полноты информации сообщим, что глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов в ходе семинара-совещания "Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности" заявил, что в национальных республиках и малых населенных пунктах угрожающе снизился уровень владения русским языком. "Огромная угроза - снижение уровня владения русским языком, особенно это актуально для национальных республик, для малых населенных пунктов, для сел, это актуально для коренных малочисленных народов, для детей мигрантов. И эту проблему нужно решать в кратчайшие сроки".

Дело в том, что необходимость учить русский язык для детей, которые приходят в школу, оборачивается "провалами" по другим предметам, которые потом не компенсируются. Однако есть пример успешного преодоления этой проблемы: в начальной школе дети из национальных республик изучали русский язык как иностранный - все предметы давались в учебниках на национальном и русском языках. Проект реализовывался на Кавказе и в Татарстане.

"Программа показала очень высокую эффективность. И фактически к четвертому классу этот пробел исчезал. Ребята начинали говорить и владеть русским языком так же, как сверстники, но провала по остальным предметам не происходило. К сожалению, если не ошибаюсь, в 2014 году этот проект перестал существовать, он был пилотным, как эксперимент", - сообщил Баринов, предложив изыскать средства для реализации проекта.

Также известен факт, что активисты из Татарстана, Башкирии, Бурятии и Коми опубликовали открытое письмо министру образования Ольге Васильевой с просьбой спасти русский язык в национальных республиках. "Встретьтесь с нами, родителями учеников русскоязычных школ национальных республик, и ознакомьтесь с нашим мнением о современном образовании в республиках, где проживает в основном русское и русскоязычное население".

Как мы видим вопрос очень сложный и многосторонний. Нам интересно мнение наших уважаемых читателей по данному вопросу? Какая позиция им ближе и понятнее?