Я бы в техники пошел… пусть меня научат!
Система среднего профессионального образования (СПО) России в ближайшие годы будет меняться. Довольно значительный комплекс мер, направленных на ее усовершенствование за период с 2015 по 2020 год, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 349-р в марте прошлого года. Новый список из 50 наиболее востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования, закреплен приказом Минтруда России N831 в ноябре 2015 года. Эксперты считают, что это серьезный шаг вперед в деле разработки новых профессиональных стандартов и образовательных программ.
Мало кому известно, что для выработки данных документов была проделана огромная работа. Было рассмотрено 1 620 профессий, опрошено более 13,3 тыс. организаций. Исследования проводились с учетом специфики регионов страны. В результате стало понятно, что наиболее востребованные профессии топ-50 сегментируются определенным образом на несколько групп.
Более половины профессий списка относятся к категории рабочих специальностей, которые затрагивают весь цикл производства – от операторов и сборщиков до техников по контролю качества (наладчик-ремонтник промышленного оборудования, оператор станков с программным управлением, сборщик электронных систем, сварщик, специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики, специалист по техническому контролю качества продукции, специалист по технологии машиностроения, специалист по холодильно-вентиляционной технике, техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами, токарь-универсал, фрезеровщик-универсал, электромонтажник и др.).
Отдельная группа - специалисты IT-отрасли: администратор баз данных, программист, разработчик web- и мультимедийных приложений, сетевой и системный администратор, специалист по информационным ресурсам, специалист по информационным системам, специалист по обслуживанию телекоммуникаций, техник по защите информации.
Выделены также специальности, связанные с автотехникой и ремонтом автомобилей (автомеханик, специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей).
По всем этим профессиям, требующих СПО, Министерство образования и науки РФ собирается внедрять в регионах новые эффективные формы и стандарты подготовки работников.
Отдельным направлением в этой работе становится изучение существующих международных стандартов подготовки кадров и опыта по их внедрению. Так, например, Союз «Ворлдскиллс Россия» (WorldSkills Russia) совместно с АСИ (Агентство стратегических инициатив) реализует проект внедрения регионального стандарта, в котором заложены этапы прогнозирования востребованных компетенций в зависимости от меняющихся потребностей работодателей. Стандарт впервые в России предусматривает создание программ обучения для мастеров и наставников.
О том, насколько российские образовательные учреждения готовы переходить на новый стандарт, рассказывает Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия»: «За текущий год в нашем эксперименте по внедрению нового стандарта приняли участие 68 образовательных учреждений по 57 компетенциям из 13 регионов. В 2017 году мы планируем внедрить стандарты уже в 100 учреждениях. Я уверен, что со временем это позволит изменить весь процесс профессиональной подготовки».
Сейчас в рамках созданного Базового центра Союз WorldSkills Russia (Академия WorldSkills) обучает более 700 мастеров-наставников по десяти самым востребованным на российском рынке труда профессиям. Через программу Министерства образования и науки Российской федерации Союз участвует в создании семи межрегиональных центров компетенций (МЦК), аккредитованных по стандартам WorldSkills в таких компетенциях как: промышленные и инженерные технологии, информационные и коммуникационные технологии, строительство, обслуживание транспорта и логистика, искусство и дизайн, сфера услуг. Этот новый формат для России объединяет под одной крышей образовательный центр и тренировочный «полигон».
«Развитие профессионализма рабочих кадров в России идет по собственному пути, - говорит Роберт Уразов. - Не все стратегии других стран-участниц движения WorldSkills International можно переложить на нашу систему. Но, изучив лучший опыт этой организации, мы разрабатываем и предлагаем собственные модели, технологии и практику по изменению подходов к подготовке кадров. Так, ни в одной стране мира не внедряют стандарты WorldSkills в процесс образования. Мы же используем независимую систему оценки как для выпускников образовательных учреждений, так и для сотрудников предприятий. И это работает! В наборе кандидатов для программ Базового центра приняли участие 535 образовательных учреждений и четыре корпоративных центра обучения из 76 регионов России. Я надеюсь, что очень скоро стандарты WorldSkills будут признаны в масштабах всей страны и станут частью системы национальных квалификаций».