Любимые женщины Владимира Маяковского: с отрочества и до смертного часа

маяковский и лиля брик
Репродукция с фотографии "Лиля Брик и Владимир Маяковский в фильме "Закованная фильмом" (1918 г.) представлена на выставке "Лиля Брик. Femme fatale", которая открылась в рамках Московского Международного фестиваля "Мода и стиль в фотографии - 2007" в Галерее на Солянке. Фото ИТАР-ТАСС / Александр Саверкин / Источник: ИТАР-ТАСС / Александр Саверкин
19 июля исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого советского поэта Владимира Маяковского

Все школьники знают, что Маяковский воспевал революцию и беззаветно любил Лилю Брик. Однако донжуанский список поэта, хоть и уступает пушкинскому, но тоже вполне внушителен. Маяковский так метался между женщинами, что ни разу не женился: наверное, не смог выбрать единственную. EG.RU вспоминает всех, кто претендовал на звание его Музы.

Провинциалка: Софья Шамардина

Она была первой любовью Владимира Маяковского. Молодые люди встретились, когда ей было 17, ему – 20. Соня приехала учиться в Петербург из Минска. По воспоминаниям современников, Шамардина была очень красивой девушкой.

У них был бурный роман с публичными признаниями в любви и милыми скандалами. Романтика продолжалась около года, а потом Соня забеременела. Говорят, что сделать аборт подтолкнул ее Корней Чуковский, который сообщил, что Маяковский – сифилитик.

Шамардина уехала в Минск и вскоре вышла замуж за председателя Совнаркома БССР Язэпа Адамовича. Позднее пара переехала в Москву. Софья Адамович поддерживала поэта до самого конца. Муж Сони в 37-м покончил с собой, чтобы избежать ареста и пыток. Бывшая возлюбленная поэта в этом же году была арестована, сидела в лагерях 17 лет. Свой остаток жизни провела в родном Минске и скончалась в 1980 году.

Анжелина Карелина
Анжелина Карелина в роли Софьи Шамардиной в сериале «Маяковский. Два дня», 2011 год. Источник: Кадр из фильма

Любовь втроем: Лиля Брик

маяковский и брик
1915 год. Маяковский и Лиля Брик. Источник: wikipedia

На момент знакомства с Маяковским Лиля была уже три года замужем за Осипом Бриком,  брак с которым зарегистрировал раввин. Летом 1915-го Брик познакомилась с молодым человеком своей младшей сестры Эльзы. Поэт не произвел на нее никакого впечатления. Только месяц спустя, услышав «Облако в штанах», Лиля была очарована поэтом, как и он ей. Осип взялся за издательство «Облака» на свои деньги. Книга была напечатана тиражом 1050 экземпляров, а на первой странице красовалось посвящение: «Тебе, Лиля».

Осип и Лиля Брик. Источник: wikipedia
Осип и Лиля Брик. Источник: wikipedia

Вскоре Лиля и Володя перестали скрывать свой роман. Осип был не против их отношений. И с 1918 года они начали жить втроем, а через год переехали в Москву. Лиля и Володя вместе работали в «Окнах РОСТА» (Российское телеграфное агентство), Осип служил в ЧК. Брик имела колоссальное влияние на поэта, но их отношения были очень тяжелыми.

Брик позволяла себе издеваться над Маяковским при других, жаловалась, что он скучен и предсказуем. А затем начала заводить интрижки на стороне. Но при этом она держала Маяковского возле себя, заставляя его страдать, утверждая, что поэту это полезно.

Лиля и Осип Брик узнали о самоубийстве Маяковского в Берлине. Они сумели ускорить свое возвращение домой, а заодно попросили отложить похороны до их приезда. По мнению матери поэта, если бы Брик была рядом с Владимиром, то он бы не застрелился.

В своем завещании Маяковский указал имя Брик как одну из основных наследниц его творчества.

Роман с последствиями: Елизавета Зиберт (Элли Джонс)

Так Маяковский нарисовал Элли Джонс, подарившую ему единственную дочь. Источник: wikipedia
Так Маяковский нарисовал Элли Джонс, подарившую ему единственную дочь. Источник: wikipedia

Несмотря на безумную любовь к Брик, Маяковский все-таки увлекался другими женщинами. Так, в 1925 году он гостил в Нью-Йорке у Давида Бурлюка, который организовывал поэтические вечера. На одной из вечеринок Маяковский познакомился с эмигранткой из России Лизой Зиберт, которая взяла американскую фамилию мужа Джонс и поменяла свое имя на более благозвучное.

Их роман был недолгим. Маяковский вернулся в Страну Советов, а Элли узнала, что беременна. Она родила дочь Элен-Патрисию. Узнав о девочке, поэт пытался вырваться в Америку, но выезд из страны ему запретили. Только в 1928 году, когда Элен было два года, Маяковский смог с ней познакомиться в Ницце.

Елена Владимировна Маяковская вышла замуж и стала Патрисией Томпсон, отказавшись от первого имени. У нее родился сын Роджер Шерман, внук поэта, который стал адвокатом и усыновил мальчика из Колумбии. Патрисия Томпсон скончалась 1 апреля 2016 года.

Опасные связи: жена художника и студентка

В 1920 году, работая в «Окнах РОСТА», Маяковский познакомился с женой художника, признанного мастера русского авангарда Антона Лавинского Лилей (Елизаветой). Их роман был коротким, но плодотворным. Лиля Лавинская родила сына. Поскольку Лавинские никак не могли договориться, какое имя дать мальчику, то он получил двойное – Глеб-Никита.

Маяковский так и не узнал о сыне. Да и Лавинские предпочитали не афишировать этот факт, хотя слухи ходили, так как ребенок был очень похож на поэта. Взрослый Лавинский прошел Великую Отечественную войну и стал известным скульптором.

Примерно в этот же период у Маяковского появилась еще одна связь: со студенткой Натальей Брюханенко. Она работала в Госиздате и была поклонницей поэта. Говорят, что они общались до самой смерти Владимира. При этом Брюханенко дружила с Лилей Брик.

владимир маяковский
1920 год. Источник: wikipedia

Французский роман: Татьяна Яковлева

За два года до своей гибели, в 1928 году, Маяковский оказался в Париже. Он отправился за автомобилем для Лили Брик. Во французской столице Владимир познакомился с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Говорят, что их познакомила младшая сестра Брик Эльза, живущая в Париже. Она подбирала поэту женщин, так как к тому моменту уже три года Маяковский и Лиля Брик отказались от физической близости. Маяковский влюбился в Татьяну с первого взгляда и перестал писать Брик, пропал на две недели. Лиля, почувствовав неладное, постаралась вернуть Маяковского в Москву. Он умолял поехать Таню вместе с ним, но та отказалась. Владимир пытался еще раз ее увидеть, но ему не разрешили выезд из страны. Увлечение Яковлевой было очень сильным, и если бы не визовые проблемы, то он перевез бы ее в Россию.

маяковский
1930 год. Источник: wikipedia

Последняя любовь: Вероника Полонская

Актриса МХАТ Вероника Полонская вошла в историю как возлюбленная поэта, находившаяся с ним в последние минуты его жизни. Они встретились в 1929-м: Веронике был 21 год, Владимиру – 36. На тот момент артистка была замужем за актером Михаилом Яншиным.

Михаил Яншин
Михаил Яншин в фильме «Мы с вами где-то встречались», 1954. Кадр из фильма

Интересно, что Полонская свою первую роль в кино сыграла в фильме Лили Брик «Стеклянный глаз». Благодаря этому Вероника и познакомилась с Маяковским. Их отношения, как и все романы Маяковского, были нервными. Он требовал, чтобы Полонская ушла от мужа, постоянно скандалил.

Утром 14 апреля 1930 года Маяковский и Полонская приехали в его комнату на Лубянке (Брики тогда путешествовали по Европе). Вероника торопилась в театр на репетицию: Владимир Иванович Немирович-Данченко терпеть не мог опозданий. А Маяковский просил остаться, плакал. Он пребывал в тяжелейшей депрессии. Полонская все-таки отправилась в театр, но далеко уйти не успела: у парадной двери она услышала выстрел. Смертельно испугавшись, актриса несколько секунд не решалась войти, а когда открыла дверь, то увидела дым от выстрела и кровавое пятно на груди. Говорят, что Маяковский был жив еще несколько секунд и умер на руках у возлюбленной.

маяковский смерть
14 апреля 1930 года. Источник: wikipedia

Предсмертная записка была написана за два дня до рокового выстрела. В ней он просил никого не обвинять в своей смерти, а также не сплетничать. Лилю Брик, маму, сестер и Веронику Полонскую он назвал своей семьей. Однако актриса на похоронах не присутствовала, так как мать поэта обвиняла ее в смерти сына.






Герой из России спас немцев, а сам погиб
Мы с тобой одной стаи. Домашние животные спасают хозяев ради своего же спокойствия