Под культурным предлогом. Как присваивали российское имущество за границей
Американские хасиды (религиозно-этическое течение в иудаизме) решили возобновить давнюю тяжбу с Российской Федерацией и потребовали арестовать российское имущество в США.
Предмет спора — библиотека Шнеерсона, привезенная в Москву во время Первой мировой войны и национализированная после революции. Библиотеку и раньше пытались изъять из российской собственности всеми правдами и неправдами, однако на этот раз попытка сопровождается откровенными посягательствами не только на культурные, но и на чисто материальные ценности.
Ранние эпизоды
В России нет закона о возвращении национализированного советской властью имущества. Поэтому с точки зрения нашего законодательства претензии, которые были заявлены зятем покойного Йосефа Шнеерсона при поддержке хасидской организации «Хабад», ничтожны.
И тем не менее в 1991 году натиск едва не увенчался успехом. Библиотеку спасло только сложившееся в стране двоевластие: новые российские судьи постановили вернуть библиотеку, но старые советские библиотекари этому решению воспротивились. Заведующий отделом рукописей даже угрожал совершить самосожжение в помещении, где хранились бумаги Шнеерсона.
Следующую попытку хасиды предприняли лишь в 2010 году: тогда американский суд постановил вернуть библиотеку «Хабаду», которому она никогда и не принадлежала. Россияне выдвинули ответные требования: вернуть в Россию несколько книг, которые были украдены из этой библиотеки в начале 1990-х и впоследствии оказались в собственности «Хабада».
В 2013 году судьи округа Колумбия, где расположен Вашингтон, не нашли ничего умнее, чем начислять России по 50 тысяч долларов штрафа за каждый день пребывания библиотеки в России. Глава МИДа РФ Сергей Лавров назвал постановление вашингтонских судей «не имеющим ничего общего с правосудием». И тем не менее этот «виртуальный долг», успевший с тех пор дорасти почти до сотни миллионов долларов, и позволил «Хабаду» требовать ареста российских счетов в американских банках и имущества Российской Федерации в США. И в первую очередь это касается счетов, уже замороженных в силу санкций США против отдельных российских граждан и организаций: с них взыскать этот странный долг будет проще всего .
Адвокатский рай
Юридически это дело — отличное упражнение для адвокатов. С одной стороны, согласимся, что нехорошо присваивать книги, у которых есть живой владелец. С другой — нет убедительных доказательств того, что шестой любавичский ребе Йосеф Шнеерсон был владельцем, а не хранителем этой библиотеки, собиравшейся за много лет до его рождения, где книги собирали всей общиной. Село Любавичи находится в России, в Смоленской области; решение покинуть страну хасиды принимали самостоятельно, советская власть как раз отменила все антисемитские законы и распоряжения империи. Есть также срок давности — библиотека перевезена более ста лет назад, и вот-вот исполнится век с ее национализации.
А учитывая, что американские хасиды всеми способами пытаются получить хоть какие-то книги еще до легального разрешения вопроса - крадут, проще говоря, - их этическая позиция выглядит, мягко говоря, уязвимой.
ДЛЯ СПРАВКИ: Россия тем временем постепенно обеспечивает доступ к библиотеке Шнеерсона, передавая ее Еврейскому музею в Москве (как филиалу РГБ). Нет сомнения, что любой из лидеров «Хабада» может приехать в Россию и получить доступ к интересующим его книгам и документам.
Перед нами — откровенное желание воспользоваться международной напряженностью для присвоения чужих культурных ценностей. Библиотека Шнеерсона, собранная когда-то на территории нынешней Украины, вообще никакого отношения к США не имеет. Хасидское направление иудаизма также зародилось на Украине; в России сейчас проживает немало хасидов, и совершенно неясно, почему нужно отбирать библиотеку у них и отдавать американцам.
Шансы на успех
Международные суды о взыскании имущества со столь сложной историей практически никогда не заканчиваются передачей этого самого имущества. Это всего лишь способ дать работу армии адвокатов с обеих сторон.
А на самом деле исторические и культурные ценности, если и меняют место своего пребывания, то как правило не через суд. Обычно это происходит другими, зачастую гораздо менее приглядными способами. А именно:
► через бесконтрольный вывоз из колоний или полуколоний (так, Греция и Египет были не в силах помешать британским ученым и иным археологам наполнять бесценными артефактами музеи и частные собрания всей Европы);
► путем военного захвата или репарации (Советский Союз вывез из побежденной Германии немало культурных ценностей, в том числе и 25 000 рукописей из той части библиотеки Шнеерсона, которая во время войны через Польшу оказалась в Германии);
► контрабандой (таким путем в первой половине 1990-х из России были вывезены сотни тысяч картин, икон и других объектов высокой культурной ценности);
► в результате благородного жеста (тот же СССР впоследствии вернул Германии, например, Дрезденскую галерею и множество других коллекций и ценностей).
К большому сожалению американских хасидов, ни один из этих способов в обозримой перспективе не поможет «вернуть» никогда не принадлежавшую им библиотеку.