Осторожно, здесь опасно! Как иностранец чувствует себя в Москве

Боже, сколько «не» обрушилось на меня за один день! А всего-то один раз проехала в электричке, один раз на автобусе, один раз на метро, да в магазин сходила

- Не дотрагивайтесь до вещей, оставленных в электропоезде. Не переходите пути в неустановленном месте. Не стойте у края платформы. Не мешайте машинисту контролировать открытие и закрытие дверей. Не доверяйте сообщениям о внезапном выигрыше… Боже, сколько «не» обрушилось на меня за один день! А всего-то один раз проехала в электричке, один раз на автобусе, один раз на метро, да в магазин сходила. Наверное, и раньше были все эти предостережения. Просто я никогда не вслушивалась в их содержание и все пропускала мимо ушей. А тут приехала в Москву, обрадовалась, что все объявления на русском, и давай слушать все подряд. Правда, через пару часов на родине мне вдруг стало страшно. Ладно, классическое «из соображений безопасности не дотрагивайтесь до оставленных сумок и предметов» я слышала на протяжении многих лет. Но ведь появилась масса новых предупреждений, «доработанных». С такими пугающими формулировками, произнесенные с такой назидательной интонацией, что пока 45 минут ехала в электричке, сто раз задумалась о смысле жизни.

Например, меня попросили не переходить железнодорожные пути в неустановленном месте, а пользоваться специальными тоннелями, настилами и т.д. Добавив в конце: «Не подвергайте свою жизнь опасности ради экономии времени. Запомните, соблюдать правила безопасности проще, чем исправлять последствия их нарушения!»

Через остановку – новая просьба: «Для предотвращения случаев вандализма и других противоправных действий просьба бережно относиться к подвижному составу».

Еще через пару остановок назидательный женский голос скомандовал: «После высадки из поезда не стойте у края платформы, не мешайте машинисту контролировать закрытие автоматических дверей». Ах, да, до этого просили во избежание несчастных случаев не прислоняться к дверям, не высовываться из окон, не мешать посадке и высадке, не стоять у края платформы… К концу поездки я уже думала: «Да какие же дебилы ездят на этих электричках, раз им через каждые пять минут диктуют, чего нельзя делать и во что это выльется!»

Неужели люди сами не знают, что не стоит перебегать пути перед идущим поездом? И остановит ли их миллионное предупреждение? На сигаретах пишут, что курение вредит вашему здоровью, но кто от этой надписи бросил курить? Интересно посмотреть статистику, стало ли меньше несчастных случаев после введениях этих «лекций» в электропоездах? Да и кто их вообще слушает? Это мне после полугодового отсутствия в Москве интересна каждая мелочь, каждая деталь. Получается, я как бы со стороны посмотрела на свою прежнюю привычную жизнь. Но те, кто каждый день пользуется общественным транспортом, воспринимает все эти наставления не более чем жужжание надоедливой мухи. Или вообще их не замечает.

В автобусе меня попросили быть внимательной при переходе проезжей части, потому что «неожиданный выход из-за автобуса может стать причиной аварийной ситуации». Но когда то ли на вокзале, то ли в торговом центре возле вокзала меня попросили остерегаться сообщений о выигрыше, тут я вообще удивилась. Если вы даже о таких вещах публично предостерегаете людей, то что же вообще происходит?! Ладно я родилась в России и прожила здесь почти 40 лет. Но представляете, что подумают иностранцы, если они не дай Бог понимают по-русски?!

В Америке меня время от времени спрашивают, безопасно ли жить в России? Интересуются даже не американцы, а иностранцы, так же, как и я, приехавшие в эту страну. Прежде я им всегда отвечала: «Ну, конечно, безопасно! Да что вы, это все мифы». А тут вдруг отчетливо представила, как приехал по моему совету в Москву какой-нибудь корейский или японский друг. Пусть даже американский. И он каким-то чудом понимает по-русски! И он слышит про вандализм, про обманы, про то, что везде опасно и он всем мешает. Мне кажется, если он не экстремал, то отправится на родину первым же рейсом.

В Америке очень распространены обращения к психологам, внушения себе: «Я самая красивая, я самая счастливая, я самая успешная и вообще все будет хорошо». Но зачем в России этот массовый депрессивный сеанс в первую очередь транспортной психотерапии из серии: «Здесь вы попадете под поезд, здесь вас обманут, а здесь, не дай Бог, взорвут?!»