Не морочьте голову. Мифы и правда о способностях вашего мозга

Если в школах отменят занятия по письму, мозг детей перестанет развиваться

Если в школах отменят занятия по письму, мозг детей перестанет развиваться

«Ученые обнаружили участок мозга, который отвечает за сознание человека». «Найдена разница между мозгом технарей и гуманитариев». «Исследователи выяснили, как оргазм действует на мозг». Каждый день появляется с десяток подобных новостей. Ученые пытаются разгадать принцип действия самого сложного органа человеческого организма. Только вот парадокс: чем больше узнают, тем больше вопросов остается. Профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ вообще считает, что изучение мозга - дело безнадежное. Однако занятия этого не оставляет и очень интересно рассказывает о своих изысканиях в видеолекциях. Судите сами.

Об изучении мозга

* Мы не понимаем, как наш мозг устроен, и я даже в перспективе не вижу, чтобы нам это удалось. Ни одна система не может изучать другую, более сложную. Но мы его изучаем, потому что хотим знать, кто мы такие.

* Сейчас мода сводится к нейросоциальным тенденциям. Пример: пройдет немного времени, когда можно будет посмотреть на мозг человека и сказать, что это потенциальный серийный убийца. Но что с ним делать? Он еще никого не убил. Может, и не убьет. Однако ждать, пока он перевешает 50 девочек, тоже нельзя. Значит, надо бы посадить его в клетку. А как насчет презумпции невиновности? В общем, это крах цивилизации.

...ни даже такие учёные, как Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ

...ни даже такие учёные, как Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ. Фото с сайта Kremlin.ru

* В институтах мозга есть хранилища разных, в том числе выдающихся, мозгов. Это позволяет нам узнать анатомию, но никак не функции мозга. Такая ловушка для ученых: мозг великого человека, оказывается, может мало весить. Он может быть однобоким или сильно ущербным. Возникает подлый вопрос: какой мозг считать «хорошим»?

* Чем более эффективный инструмент попадает нам в руки, тем «хуже». Допустим, вы получите отведение от 500 точек мозга, и что? Вроде бы дальше начинается математика. Но тут я выхожу из-за кулис и говорю: «А математика ваша откуда вязалась - вы же сами ее и выдумали. И теперь вы мне будете рассказывать, что это объективные данные?» Математика - это объективная внешняя вещь или она в голове? Если в голове, то тогда заканчиваем все. Сами придумали математику, сами ею обрабатываем данные.

О памяти

* Для памяти важны три вещи: как запомнить, как сохранить и - главное - как вынуть. Ведь мозг умудряется всю эту гигантскую информацию, которая на него валится со всех сторон, упаковать. Он не решето, сквозь него ничего не проваливается. Все, что вы увидели, понюхали, потрогали и т.д., все в нем остается.

* Люди с такой памятью, которые помнят, что, например, 13 апреля 1956 года была среда, не здоровы. Это сверхработа для мозга, и она никому не нужна.

* Мнемонические техники - это дополнительные крючки, с помощью которых можно что-то вынуть из памяти. У всех бывало: идете сдавать экзамен. И ведь учили, но как отрезало. Через сутки выясняется, что знания у вас в голове улеглись, и вы все помните. Почему не смогли вытащить их из головы в момент экзамена? Для этого и нужны мнемонические правила. Они становятся дополнительными инструментами, с помощью которых вы сначала сохраняете знания, а потом вытаскиваете их на поверхность.

Чистописание...

Чистописание...

Кто главнее?

* Мозг самодостаточен. Делает, что хочет. Ему не нужен внешний мир. Так кто кому подчиняется? Мы мозгу или мозг нам? Есть данные, из которых следует, что нейронная сеть обладает собственной свободой воли.

* Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. Он, подлый, еще и посылает вам сигнал, что вы это решение приняли добровольно и удовлетворены им. Как вам это нравится? Он не только сам решил, он вам еще и голову заморочил.

* Мозг нас обманывает. Вот галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Мозг ему подает всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?

...не пережиток прошлого, а тренировка для ума (тетрадка 1956 года, внизу - современная)

...не пережиток прошлого, а тренировка для ума (тетрадка 1956 года, внизу - современная)

О развитии детей

* У детей очень разная скорость развития. Одни начинают разговаривать рано, другие поздно. Заговорили к приемлемому возрасту, и слава богу. В конце концов Эйнштейна вообще считали дебилом. Важна очередность: сначала ребенок этим овладел, потом тем. А в каком возрасте, почти не имеет значения.

* Методики раннего развития - это очень плохо. Нужно оставить детей в покое. Ничего хорошего нет в том, что ребенок вылез из матки и тут же начал читать.

* Мы еще не знаем, как новые технологии влияют на мозг. Слишком мало времени прошло, и слишком стремительно они развиваются. Хотя не повлиять на нас они не могли. Постоянная работа с гипертекстами, а Интернет - это гипертекст, представляет собой другой тип переработки информации, другой тип поступления знаний.

* Когда я училась в школе, у нас было чистописание. Сейчас все используют компьютеры, и оно вроде не нужно. Но так думать неправильно. Когда вы пишете, вы формируете мозг. Каллиграфия - не развлечение для барышень. Она влияет, в том числе, на развитие речи, потому что во время письма работают те же зоны. Исчезновение из школьной программы письма убьет мелкую моторику и помешает развитию мозга.

* Мозг устает, нельзя его нагружать безгранично. Просто у разных людей он стареет раньше, у других позже. Это как с мышцами. Один поднимает не более трех килограммов, а другой 200-килограммовую штангу. Амбициозные родители, не понимающие, на что способен их ребенок, ведут себя подло. Чего сами в жизни не сделали, заставляют делать отпрыска. Он почему-то должен выполнять запросы сумасшедшей мамаши-дуры, которая считает, что родила Эйнштейна или Моцарта, не меньше. А у нее просто хороший ребенок. Но он сломается, если его перегрузить.

* Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто клиповым образом хватает информацию из Интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

 

О гениальности и патологиях

* Мы понятия не имеем, как получаются гении. Хотя одно знаю четко: узкое образование гениальности только вредит. Если математик не будет ничего знать про поэзию или музыку, у него не появятся те ассоциации, которые и приводят к открытиям. И провидческие сны абы кому не снятся. Как я говорю студентам, Периодической системе так надоело, что Менделеев с ней столько времени возится, что она решила ему присниться - пусть успокоится уже. Мозг его уже все давно сделал и решил донести это дело до Менделеева.

* Гениальность - это патология. С другой стороны, никто не знает, что считать нормой. Это всегда вопрос договора. Скажем, в этом году модно носить мини-юбки, а в следующем макси. Если я завтра появлюсь на заседании ученого совета, и у меня будет заплетено восемнадцать кос, то это справедливо вызовет вопрос: в своем ли я уме? Я ведь должна понимать, куда иду. Так что речь идет о социальной конвенции.

* Когда человечество только начинало развиваться, наш мозг стал переформировываться и специализироваться - скажем, появились зоны, отвечающие за речь. Правое и левое полушария получили собственный набор функций. Появились отделы в мозгу, которые ведают сложными вычислениями, обеспечивающими язык. И вот, если подкрутить слегка эти механизмы, ускорить какие-то процессы, то мы получим шизофрению. Выходит, тот же самый механизм, который вывел нас на речь, на сложные вычислительные  процедуры, приводит нас и к нарушению баланса полушарий.

* Если все будут солдаты и нормальные, то мы отказываемся от любых прорывов в науке, искусстве - во всем. Если посмотреть, кто эти люди, совершившие прорыв в разных областях, то «здоровых» мы среди них почти и не найдем. Любая крупная одаренность находится вне нормы по определению.

Все талантливые учёные - сумасшедшие. Этот типаж отлично поймал Кристофер ЛЛОЙД в кинотрилогии «Назад в будущее»

Все талантливые учёные - сумасшедшие. Этот типаж отлично поймал Кристофер ЛЛОЙД в кинотрилогии «Назад в будущее»

Как тренировать мозг

* Если вы хотите иметь сохранный мозг, он должен быть занят делом. Желательно - трудным. Если год пролежать на диване, вы физически не сможете встать, мышцы забудут, как ходить, как стоять. То же самое происходит с мозгом. Ему нужна гимнастика.

* Хотите отодвинуть Альцгеймера - не читайте бездарные дамские романы, а штудируйте древнегреческую грамматику. Мозг должен быть занят трудной работой. Все, мимо чего мозг проходит с безмятежной улыбкой, вредно. А то, где ему требуется сделать серьезное дело, полезно. Если человек осмысленно сажает цветы, думает о том, что он делает, это полезная мозговая работа.

Об искусственном интеллекте

* Говорят об искусственном интеллекте, который повторит наш мозг. Этого не произойдет никогда, можно успокоиться. Для того чтобы сделать его таким, как наш мозг, мы должны в него вложить весь мир. Да, скорость обработки информации в компьютере в миллион раз больше, чем в мозгу. А толку? Все равно они не могут делать то, что мы.

* Компьютер всегда имеет адрес объекта. Мозг - нет. Мы не можем даже указать дорожку. У нас есть возможность поиска многих путей для одного и того же. Использование разных алгоритмов в разное время без очевидных причин. Сегодня я это так делаю, завтра по-другому. Чем более не прогнозируемо поведение, тем оно нам ценнее. Эта дорога ведет к открытиям и творческим прорывам. Компьютеру же нужен твердый путь.



автор